Погода

ШУРА-САН ИЗ ПОКРОВСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

Жительница поселка Искра Октября Александра Васильевна Косина отметила свой 90-летний юбилей. С этой датой участницу трудового фронта пришли поздравить представители совета ветеранов поселка, глава Покровского поселения Татьяна Забелина и депутат Муниципального Совета РМР Евгения Федорова. От имени главы администрации Рыбинского района Татьяны Смирновой Александру Васильевну поздравили сотрудники управления труда и социальной поддержки населения.

Она помнит свою жизнь до мельчайших деталей, называет имена, отчества и фамилии людей, даты. Такой ясной памяти позавидует даже молодой. Да и на 90 лет эта бодрая пенсионерка никак не выглядит – ну, от силы, 70. До сих пор по мере сил она копается в огороде, хотя дочь говорит, мол, зачем, мы тебе все готовое со своего огорода принесем.
– Что же я буду ждать, когда принесут ведро картошки, а своя земля будет заброшена? – тут же парирует Александра Васильевна. – Или отдам землю соседям и буду смотреть, как в моих грядках кто-то чужой копается?
Есть в этой женщине, в ее глазах, манере говорить и держаться какая-то заводная искорка. Не зря, видимо, ее жизнь связана с такими местами, где даже названия говорили сами за себя. Сейчас ее дом в поселке Искра Октября, а родилась она в Вологодской области в деревне Старое, которая находилась на территории колхоза «Искра».
Александра Васильевна рассказывает, что в их деревне с дореволюционных времен располагался завод, где делали знаменитое вологодское масло. Молоко во флягах везли на лошадиных подводах со всего района – дороги ведь были не проезжие для автомобилей. А вот готовую продукцию в Вологду, до которой 150 километров, увозила машина.
В семье было четверо детей, мать не работала – все время болела, отец был конюхом. Жили тяжело, перебивались своим огородом и хозяйством. Поэтому еще до войны в 1940 году в 14 лет Александра пошла работать в колхоз. В войну мужчины уходили на фронт на колхозных и личных лошадях, пока в деревне не осталось ни одной лошади.
– Мы с младшим братом пахали на быках, — вспоминает Александра Васильевна. – Вручную косили наравне со взрослыми, доили коров, теребили лен. Когда лен сухой, бывало, в кровь издерешь все руки. Лечили мочой, а на следующий день опять за работу. И все это за трудодни – денег я в руках не держала, пока не закончила техникум.
В Сокольский целлюлозно-бумажный техникум Александра поступила в 1944 году после окончания
7-го класса. Студентам давали 300 граммов хлеба в сутки и похлебку в обед. Обычно хлеб съедали еще до обеда, потом пустую похлебку и до утра – ничего. Домой удавалось приехать только раз в год – на новогодние каникулы. Добиралась на попутках, которые приезжали на молокозавод за продукцией. Ехала в кузове зимой в плохонькой одежке с риском обморозиться.
В 1947 году после окончания техникума Александру направили по распределению на Сахалин – на Тамаринский целлюлозно-бумажный комбинат.
– На комбинате работали одни японцы и корейцы, но все они сносно объяснялись по-русски, а меня называли уважительно Шура-сан, ведь я же была начальником цеха, комсоргом. Я собирала комсомольцев комбината на помощь рыбакам в путину – мы выходили на рыбодобывающих судах в море, чистили рыбу, укладывали в баки.
С тех пор и в собственной семье иногда в шутку назовут Александру Васильевну Шура-сан. Зять Александр с улыбкой говорит, что теща у него как Павка Корчагин. На Сахалине вместо трех лет ей отработать пришлось семь, после чего в 1954 году ее направили на бумажную фабрику в Рыбинский район. А приехала Шура-сан с сотней почетных грамот за добросовестный труд. Очень удивились в отделе кадров такой новой сотруднице.
Месяц она проработала мастером в склеечном цехе, а затем вызвали в отдел кадров и предложили возглавить цех, так как бывший начальник уезжал по путевке на Целине. В склеечном цехе изготавливали водонепроницаемую бумагу для упаковки на основе битума. Работа была довольно тяжелая и грязная – битум постоянно растекался по помещениям.
Там же в цехе Александра познакомилась с будущим мужем Василием, который работал склейщиком. Родила двоих детей – Сергея и Ирину. Но спиртное мужа сгубило. Супруги расстались, когда дочке было 4 года, а сыну 6. Александра больше замуж не выходила, посвятив себя общественной работе. Ее избирали членом фабкома, два срока она была депутатом районного совета. А вот для себя Шура-сан благ никогда не добивалась – из личной скромности.
Свою квартиру, да и то без удобств, получила только в 1964 году, отработав на бумажной фабрике 10 лет. До этого ютилась по съемным квартирам. Да и сейчас, несмотря на то, что дом ее признан аварийным и подлежит расселению, уезжать Александра Васильевна никуда не хочет.
– Мне зачем удобства? – вопрошает Александра Васильевна и тут же отвечает. – Главное, чтобы тепло было и красиво, а остальное – не главное. Отопление есть, печку топить не надо, а красота у меня вокруг дома – 28 елочек растут, и воздух такой, что никакого санатория не надо.
Для себя Александра Васильевна ничего не просит. Вот сахалинский стаж теперь считается год за два, да нужно бумаги оформлять. Зачем, ведь стажа и без этого 41 год. Ну, прибавят к пенсии, так сколько хлопот, лучше уж жить спокойно. Не утерпела она только один раз – когда на 70 лет Победы ее вдруг не оказалось в списках награжденных юбилейной медалью. В Москве что-то напутали. На 65-лет Победы участницу трудового фронта наградили медалью, а на 70 лет Победы она перестала быть ветераном…
В защиту прав ветерана выступила администрация Рыбинского района, Покровского поселения, прокуратура. Специалист администрации Марина Лопатченко всюду сопровождала Александру Васильевну, в том числе и в суде, готовила документы. Наконец справедливость восторжествовала – медаль ветерану вручили. А Александра Васильевна по-прежнему ни на кого не в обиде – говорит, бывает, что люди ошибаются. А тех, кто ей помогал, от души благодарит.

Светлана БУДИЛКОВА


Архив номеров

Смотреть остальные выпуски >>>


Адрес редакции газеты:
152903, Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Кирова, 4, кв. 1
Тел.: 8(4855)25-32-57, 8-901-199-6257
mail: dompechati@mail.ru

Фото