Погода

ПРОСТО МАРИЯ

Думается, что песоченский воздух, настоянный на травах среднеполосья, волжские просторы и родная земля дают силы долгожителям. Несколько человек ежегодно празднуют свое 90-летие и продолжают полноценно жить дальше

Одна из таких долгожительниц – Мария Федоровна Чуднова, отметившая недавно свой 90-летний юбилей. У входа в ее квартиру, прямо в подъезде – большая поздравительная открытка от соседей. Они говорят о Марии, как об исключительно доброй и милосердной женщине. Пятьдесят лет она живет в Песочном, вырастила двоих детей. А безупречный труд на Первомайском фарфоровом заводе отмечен многочисленными грамотами и благодарностями.

Родилась Мария в деревне Ворона Мологского района в большой крестьянской семье Федора Александровича и Елизаветы Михайловны Минеевых. Детей было шестеро, с семьей жила еще бабушка Лукерья, которая привела Машу в малолетстве к вере в Бога. Эта вера и сейчас помогает долгожительнице во всех трудных делах. С особой любовью вспоминает она родителей, которые детей растили в строгости и труде, в их доме всегда был порядок.
– Я всегда была жизнерадостной, озорной девочкой, любимицей отца, в школе училась на пятерки, а вот поведение было посредственным, – улыбается Мария Федоровна. – Отец часто говорил матери, что шалость пройдет, а доброта останется, и наказывать за это не надо.
На обед созывали всех. Длинный строганый стол, деревянные ложки, большой чугунок наваристых щей, а во главе стола тятенька – глава семьи. Держали скотину – корову, овец, телят. И всем находилось дело: старшая сестра обшивала всю семью, Николай с Анной заготавливали дрова и по насту возили их. Косили, делали завалинки, ухаживали за животными. А Маша была ответственной за уборку дома. Мыть некрашеные полы – дело нелегкое, половицы надо было натирать добела дресвой. Родители служили для детей примером – отец работал председателем колхоза, мать – дояркой.
Семье дважды пришлось менять место жительства. Первый, когда деревня Ворона наполовину выгорела из-за бестолковой соседки, что вынесла не совсем потухшие угли на поветь. Из 230 домов осталось 130. Ничего не вынесли из загоревшегося дома Минеевы, отец находился на курсах председателей в Иванове, а малые да старые не сумели…
Тогда переехали они на Шексну, в деревню Барбино. Колхоз «Новая жизнь» выделил им большой дом – пятистенок, а Федор Александрович стал его председателем.
Шел тридцать седьмой год, и во времена репрессий могло случиться всякое…
– Наш отец был на виду и отвечал за большое колхозное хозяйство, – вспоминает Мария Федоровна. – Мы все время боялись, что разбудят ночью и его уведут. Помню, как увозили на «воронке» ветеринара, он был признан вредителем, так как на конюшне сдохла кобыла.
Во второй раз переехать пришлось, потому что деревня Барбино попала в зону, затопляемую Рыбинским водохранилищем. Дом разобрали, бревна связали в плоты, и семья отправилась на рыбинскую землю. В 1939 году Минеевы поселились в деревне Корниловское Рыбинского района. Сейчас на месте этой деревни корпуса птицефабрики «Ярославский бройлер».
Мария после семилетки в 1940 году поступила в ФЗУ при Первомайском фарфоровом заводе. Но так как была деревенской девушкой, ее, 15-летнюю, отправили пилить дрова для завода. Два года отец возглавлял колхоз «Бархановец». Его забрали на фронт в первые дни войны. В 1943 году Федор Минеев умер в госпитале поселка ГЭС, куда его привезли с фронта.
На фарфоровом заводе набрали группу деревенских девушек для подготовки на фронт, куда вошла и Мария. Капитан с искалеченной на войне рукой учил их стрелять. Стрельбы проходили в Песочном на Сонохте. Потом часть курсанток отправили на курсы шоферов в Рыбинск. Мария быстро выучила ходовую часть машины и успешно освоила вождение.
После окончания курсов поступила в распоряжение завода. Ей дали газогенераторный грузовик, который работал на дровах. Дрова нужно было колоть на маленькие чурочки. На этом транспорте возила Мария дрова для горновых печей, в которых обжигался фарфор.
А потом на завод пришли два быстроходных «форда» и один «студебеккер». Эти машины поставлялись в войну Америкой по ленд-лизу. Мария пересела за руль «форда». Возила директора завода в Ярославль, поставляла из Копаева муку. Скорости были невелики, потому как дороги были выложены булыжником, а частью их не было вообще.
Жизнь продолжалась и после войны – к Маше пришла любовь. Познакомилась с будущим мужем на танцах в корниловском клубе. «Разбили» в танце их пару с Зоей Николаевой два парня в шинелях. В такой одежде ходили почти все, кто вернулся с фронта. Через полгода ухаживаний вышла Мария замуж за Александра Чуднова.
Поначалу молодые жили в Дюдькове у матери мужа, потом купили полдома в Барханове. Жили в согласии, муж работал трактористом, а Мария – в формовочном цехе на приставке. В любви родился сын Коля, а через пять лет – дочь Людмила. Все было хорошо, да несчастный случай оставил Марию Федоровну в 34 года вдовой – муж погиб на работе.
Уже без мужа получила Мария квартиру в Песочном – сначала в деревянном бараке на улице Октябрьская, а через 12 лет подошла ее очередь и на благоустроенную квартиру в новом микрорайоне поселка. Одна подняла детей, а потом, в силу обстоятельств, и внука Сашу, который каждый год приезжает к бабушке из другого города и дарит ей цветы в горшочках, которые расцветают на подоконнике, радуя бабулю. Навещает ее и внучка Света – еще одно бабушкино счастье.
– Желаю, чтобы не было зла, чтобы люди дарили друг другу только добро, любили ближнего, – говорит на прощание Мария Федоровна, и, улыбаясь, добавляет: – А себе желаю еще пожить, ведь я еще нужна на этом свете.

Эльвира КОРАБЛЕВА,
член совета ветеранов
поселка Песочное


Архив номеров

Смотреть остальные выпуски >>>


Адрес редакции газеты:
152903, Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Кирова, 4, кв. 1
Тел.: 8(4855)25-32-57, 8-901-199-6257
mail: dompechati@mail.ru

Фото