СКРОМНАЯ ХУДОЖНИЦА ИЗ ПЕСОЧНОГО
Жизнь в поселке Песочное в течение 130 лет была неразрывно связана с производством фарфора. Фарфор – это вид керамики из смеси каолина, кварца и полевого шпата. Для придания блеска и украшения его покрывают глазурью и расписывают красками. Аналога фарфору нет. Фарфор может подражать мрамору, золоту, драгоценным камням, а подражать фарфору не в состоянии ни один материал.
До революции Рыбинская фарфоровая фабрика в деревне Песочное принадлежала товариществу Матвея Сидоровича Кузнецова. Одним из направлений деятельности фабрики Кузнецова было производство сервизов – восточных, чайных, кофейных, мокко, столовых и прочих. Наряду с массовой продукцией на фабрике изготавливались также штучные заказные сервизы, которые нередко экспонировались на торговых выставках. Качество шло в ногу с количеством, техника шагала в ногу со временем, а стратегия основывалась на специалистах. У Матвея Сидоровича Кузнецова был принцип «Производить дешевый и качественный фарфор».
Имена первых Кузнецовских мастеров нам не известны. Изделия с подписью автора не могли появиться в те времена. Право личной подписи на донышке фарфоровых изделий художники фарфорового завода получили уже после национализации фабрики. Поэтому авторский фарфор имеет небольшую историю. Кузнецовский стиль постепенно уступил свое место многообразию авторских стилей, где лидеры и ведущие художники могли меняться очень часто.
Одной из таких художников была Галина Николаевна Леонтьева. Она поступила в Московский институт прикладного и декоративного искусства в 1939 году, а в 1941 году в жизнь ворвалась война. Фашисты начали бомбить Москву. Чердаки зданий обживали самые молодые и сильные жильцы дома, вооруженные щипцами, лопатами и прочими орудиями для уничтожения бомб. По утрам население домов, не спавшее ночью, выходило на авральные работы, подметало лестницы, собирало осколки стекол, расчищало дворы. На улицах возводили баррикады и строили укрепления. Сваривали противотанковые «ежи». Имена защитников столицы в тылу попадали в сводки Совинформбюро наравне с именами фронтовых бойцов.
В это тяжелое время Галина Николаевна работала в мастерских института, постигала все виды деятельности художника-конструктора в области проектирования и создания предметной среды. Сейчас это называется термином «дизайн».
На Первомайский фарфоровый завод она приехала по распределению, получив диплом с отличием в 1946 году. Оказалось, что роспись фарфора – дело совсем не простое, нужен большой опыт. Работала выпускница МИПИДИ в художественной лаборатории много и интересно. Уже с 1966 года она – член Союза художников. Ею созданы росписи восточных наборов, в которых уже тогда закладывался характер Песоченской росписи восточного ассортимента. Это красочные живописные рисунки стилизованных цветов, фруктов, растительного орнамента в прочищенном крытье. Ее произведения стали эталоном красоты восточной посуды в советское время, теперь искусствоведы по достоинству оценивают эти работы.
Она не использовала шаблоны росписи керамики, пошла путем поиска своих сюжетов и рисунков. Галина Николаевна впитала навыки живописцев завода и в своих рисунках использовала многообразие способов украшения изделий.
Ее набор «хлеб-соль» был признан одним из лучших в главке и, что было очень почетно, напечатан в каталоге Роспромфарфор. Восточные наборы с ее рисунками пользовались спросом в республиках Средней Азии, в Ираке и Иране. Она неоднократно была участником Выставки достижений народного хозяйства СССР, на одной из них получила заслуженную награду – серебряную медаль.
На всемирных выставках в Брюсселе и Индонезии ее работы были высоко оценены взыскательными членами жюри. Посетители оставили свои многочисленные записи в книгах отзывов об экспонатах выставки. Восточные наборы с ее рисунками продавались во всех странах мира.
По воспоминаниям ветерана труда, бывшей выпускницы художественного ремесленного училища №6 Алевтины Михайловны Астафьевой, Галина Николаевна – одна из первых хозяек в Песочном – повесила на окна красивые ночные занавески и стала законодательницей моды. Жительницы увидели современный стиль убранства квартиры и вскоре многие стали обзаводиться таким интерьером, украшали и преображали свои жилища.
Наталья Леонтьевна Коновалова вспоминает, что Галина Николаевна жила в их доме довольно долго. Ей помнится скромность художницы во всем, уважительное отношение к соседям – от малого до старого. Целых шесть лет после уроков, когда еще не было классных часов, Галина Николаевна приходила в их класс и рассказывала о творениях русских художников. Она говорила о художниках, их героях, как о своих близких людях. Наверное, именно это давало значительный эффект для детского восприятия.
Галина Николаевна не вышла замуж, может и поэтому ее семьей стал коллектив художественной лаборатории, лучшими подругами были художник Елена Васильевна Галахова и живописец-копировщик Надежда Михайловна Вагина. Они вместе гуляли по берегу Волги, собирали грибы. Эти простые женщины имели не только таланты, достойные похвал, но и были эталоном добродетели и душевного тепла.
Я познакомилась с Галиной Леонтьевной в свой первый год работы на заводе. За плечами этой тихой, скромной женщины был уже 25-летний опыт. К сожалению, через два года ее не стало – не вернулась после санаторного лечения…
Перед моим уходом на пенсию главный художник Юрий Николаевич Горбунов предложил в подарок собственноручно декорировать любой рисунок. Я выбрала кофейный сервиз Галины Николаевны Леонтьевой с рисунком «Ярославль». Это самый проникновенный рисунок, посвященный Ярославлю. В нем чувствуется динамика, свой ритм пространства, от него веет высокой любовью к родным просторам, уважением к старине.
Вера ЗИМНЯКОВА,
ветеран труда, бывший главный технолог
фарфорового завода