ШКОЛЬНЫЙ АВТОБУС – В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
В настоящее время парк школьных автобусов в Рыбинском районе требует обновления. Управление образования к началу этого учебного года направило ежегодную заявку на выделение четырех автобусов для замены машин, отработавших свой ресурс. В результате – не выделено ни одного автобуса, потому что на всю Ярославскую область их было приобретено всего шесть.
Сельские школьники и их родители давно уже привыкли к тому, что желтый школьный автобус доставляет детишек в школу из отдаленных населенных пунктов, возит на экскурсии, спортивные соревнования, предметные олимпиады, словом, всего не перечислишь. Если детям нужно организованно куда-то выехать – школьный транспорт всегда под рукой.
Начало региональной программы «Школьный автобус» было положено в 2000 году. Тогда она называлась губернаторской, ее придумал и внедрил на территории области в рамках президентского проекта «Дети России» губернатор Анатолий Лисицын, позаимствовав опыт за границей. В России подобного тогда еще не было. С этой программой Анатолий Лисицын ознакомил и президента Владимира Путина. Глава государства проявил большой интерес к этому проекту и после всестороннего обсуждения аспектов программы счел целесообразным распространение ярославской программы «Школьный автобус» по всей территории страны.
Программа «Школьный автобус» была призвана ликвидировать неравенство в образовании между сельскими и городскими детьми. Ведь у городских детей было куда больше возможностей для получения дополнительного образования, участия в различных конкурсах. Плюс, решить на селе проблему малокомплектных школ, где и основное образование давалось слабое. Бывало, что в старших классах один учитель вел половину предметов. Такие школы можно было закрыть, сосредоточив ресурсы в более крупном образовательном учреждении, куда детей будут привозить школьные автобусы.
Школьные автобусы сначала переоборудовали из обычных пассажирских ПАЗов, оборудовав специальными сидениями и местом для хранения школьных принадлежностей. Затем был создан и выпущен автобус специальной конструкции, оснащенный низкими подножками и ремнями безопасности. Такие автобусы теперь колесят по дорогам Рыбинского района.
В Рыбинском районе сегодня имеется 17 школьных автобусов, которые обслуживают 24 маршрута и 82 населенных пункта. В день автобусы перевозят 423 школьника и проезжают в общей сложности 1434 километра. Это солидный пробег, сравнимый с расстоянием, которое можно проехать от Рыбинска до Москвы дважды. Стоит ли говорить, что при таком режиме работы автобусы быстро изнашиваются, требуют ремонта, а затем и замены. Этого требует безопасность перевозки детей.
Особую обеспокоенность вызывают школьные автобусы Милюшинской, Николо-Кормской и Назаровской школ. Эти машины 2009–2010 годов выпуска. Пробег первых двух перевалил за 150 тысяч километров, пробег Назаровского – 103 тысячи. На ремонт этих автобусов уже израсходованы значительные суммы. Чем больше пробег, тем больше денег уходит на ремонты.
– Раньше школьные автобусы Рыбинскому району выделялись регулярно, – объясняет заместитель начальника управления образования Михаил Бобков. – Мы их заменяли каждые пять лет. Ситуация, которая сложилась в этом году, нас очень беспокоит. Вместо четырех автобусов мы не получили ни одного, а между тем в следующем году нам потребуется замена уже семи автобусов. Мы понимаем, что снова можем ничего не получить. А это приведет к тому, что возникнут серьезные проблемы с доставкой детей к месту учебы.
Цель образовательной системы в России – обеспечение доступного образования, которое гарантировано Конституцией. А нарушать конституционные права человека – нельзя. Сегодня управление образования Рыбинского района обеспокоено ситуацией и бьет тревогу. Написаны письма депутатам Ярославской областной Думы, в другие инстанции. Рассматривается также вопрос о приобретении автобусов за счет местного бюджета, в котором средства на эти цели придется снимать с других важных статей.
Светлана БУДИЛКОВА