НЕЛЬЗЯ, ЧТОБЫ ВОЙНА ПОВТОРИЛАСЬ…
90-летний юбилей отметила жительница Глебова Анна Евлампиевна Золотова
В день рождения к Анне Евлампиевне гости с цветами и подарками начали приходить с самого утра. Первым глебовскую долгожительницу поздравил глава Глебовского поселения Василий Дьяков. Сразу за ними прибыли директор ООО «Ярославское взморье» Дмитрий Родионов вместе с председателем совета ветеранов села Зоей Николаевной Погодиной. А потом приехали сотрудники отдела труда и социальной поддержки администрации Рыбинского района, которые привезли поздравления от главы района Александра Китаева и президента России Владимира Путина.
– Такого количества высоких гостей у нас никогда не бывало, – радовалась вниманию к матери дочь Анны Евлампиевны, Галина. – Вот что значит – дожить до 90 лет! Мама у меня молодец – юбилей отмечает на своих ногах и с ясной головой. Вся наша семья мамой гордится.
Анна Евлапиевна рассказывает гостям о своем сегодняшнем житье-бытье, вспоминает детские годы. Вот пять лет назад в Глебово пришел газ, его сразу же провели в дом. Стало тепло, отпала надобность заготавливать дрова, топить печь.
Но про большую русскую печь она говорит с грустью. Раньше печь была – всему голова. На печи спали, в печи мылись и рожали. Через устье залезали в печь, где под сводами было довольно большое пространство. Всех десятерых детей мать Анны родила в печи. Во-первых, это было единственное место в доме, где можно было укрыться от глаз домочадцев, а во-вторых, считалось, что на теплых камнях тело распаривается и роды проходят легче. Однако случалось и наоборот. Когда мать рожала последнего ребенка, Анне было 17 лет, и она хорошо помнит, что в печи роженице стало плохо – она потеряла сознание – пришлось ее вытаскивать.
Сама Анна родилась в Ивановской области, в деревне Тимофеевка. Отец работал в колхозе, мать воспитывала детей и вела хозяйство. Впрочем, с хозяйством у матери были сложные отношения. Она сама воспитывалась совершенно в других условиях – в зажиточной семье, где девочек готовили для такой же безбедной жизни. После революции семью раскулачили, пришлось выходить замуж за простого мужика. Но мать очень старалась, привыкала к бедности. Анна Евлампиевна со смехом вспоминает, как из добротных шерстяных платков, доставшихся в качестве приданого, мама нашила дочкам красивых сумочек, вместо того, чтобы сшить теплое платье. В первый класс Анну отправили в полосатом банном халате, уже потом отец купил для дочери по случаю у цыган вылинявшее платье.
Еще до войны семья перебралась в деревню Першино под Ярославлем. Отец работал на колхозной МТС кузнецом и слесарем. Когда началась война, на фронт забрали старшего брата и отца. Однако отца по ходатайству колхоза вернули обратно – некому было ремонтировать технику. Анна пошла в колхоз пасти коров, едва ей исполнилось 16 лет. Зимой стала скотником – поила стадо, таская воду в желоб из колодца. Народу становилось все меньше – колхозники уходили на фронт, их посылали на заготовку леса и торфа, работать стало совсем некому. Так молодая девушка-подросток стала дояркой.
Молоко доярки возили сами к поезду на железнодорожную станцию. Там бидоны с молоком загружали в вагон проходящего поезда на Ярославль и выдавали пустые. Лошадь, на которой возили молоко, была норовистая. Однажды Анна ступила в худую телегу, а нога провалилась. Лошадь погнала так, что остановить ее удалось только около дома. Все дорогу Анна думала о том, что если на дороге попадется камень, она останется без ноги.
Вскоре в колхоз пришла разнарядка направить людей на рытье окопов в соседнее Норское. На ферме работали всего две доярки, у каждой была своя группа коров, которых доили руками. Одного человека нужно было задействовать на оборонительных работах. Анна с напарницей решили ходить по очереди – одна доит обе группы, другая – идет на окопы. На следующий день менялись. «Без рук» от усталости к вечеру были обе. И если на ферме можно было выпить хотя бы кружку молока, то на окопы из дома из еды с собой было брать нечего. Позавтракала утром – и голодная до вечера. А тем, кто был направлен на оборонительные сооружения издалека, давали по 300 граммов хлеба в день.
Анна Евлампиевна вспоминает еще один случай, который произошел в войну. Брат заготовил в лесу метлы, их решили сдать на сажевый завод, а на вырученные деньги купить хлеба. Нагрузили целые санки, которые несколько километров еле везли вдвоем. Приехали, а метлы принимать у подростков отказались, мол, в данный момент они не нужны. Вывалили товар рядом с проходной, обнялись и заплакали – на улице стужа и есть хочется.
После войны Анна устроилась работать санитаркой в туберкулезный госпиталь в Ярославле, где лечились бывшие солдаты, подхватившие чахотку во фронтовых окопах. Таких больных тогда было очень много. Жить в Глебово ее пригласила старшая сестра, которая вышла замуж за местного парня.
С мужем Анна познакомилась на танцах в глебовском клубе в 1954 году. Обувь тогда берегли – на танцы шли босиком, туфли надевали только перед клубом. А если парень шел провожать – то приходилось идти всю дорогу в туфлях, которые было жалко до слез.
Свадьбу сыграли тут же, в Глебове. Невеста сшила себе платье из крепдешина, жаль, туфель на шпильках тогда еще не было. В сельсовете расписала молодых Зоя Павловна Абрамова и пожелала счастья. Из гостей были только родственники – не на что было собирать богатый стол. А дом, где сейчас живет Анна Евлампиевна, купили только в 1963 году, когда уже родились дети – сын Александр и дочь Галина, до покупки дома ютились у сестры. Муж работал на сырзаводе, а Анна Евлампиевна 37 лет трудилась кладовщиком в санатории.
Долго живет на свете Анна Евлампиевна, многое повидала, многое помнит. Поэтому сейчас, когда смотрит телевизор, сильно переживает за судьбу Украины. Говорит, нельзя, чтобы война повторилась и все разрушила, ведь такой хорошей жизни, как сейчас, за ее 90 лет еще не бывало.
Светлана БУДИЛКОВА