МУЗЕЙ НА КОЛЕСАХ
15 и 16 февраля рыбинцы впервые и совершенно бесплатно могли посетить вагон-музей истории Северной железной дороги, стоявший на запасном пути станции Рыбинск-пассажирский.
Уникальный в своем роде вагон-музей является плодом конверсии. По заказу Северной железной дороги корабелами северодвинского производственного объединения «Севмаш», где изготавливают атомные субмарины, обычный пассажирский вагон был переоборудован в музей на колесах. Со 2 августа 2002 года его колеса отсчитали по рельсам тысячи километров пути.
Вагон-музей базируется в столице СЖД – в Ярославле. Оттуда он отправляется примерно один раз в месяц в пункты назначения, а это и крупные железнодорожные узлы, и маленькие станции Северной железной дороги. В 2012 году первая поездка была в Иваново и Кинешму, второй стала поездка в Рыбинск.
История СЖД, представленная экспонатами вагона-музея, а музейный фонд содержит свыше 1500 единиц хранения, в том числе около 50 редких экспонатов, – это летопись славных и драматических событий. Именно такой, славной и драматической, была судьба русского промышленника и мецената Саввы Морозова, имя которого тесно связано с развитием Северной железной дороги. Благодаря ему, руководителю Московско-Ярославского акционерного общества, рельсы железной дороги дотянулись до Ярославля и далее на север через непроходимую тайгу и болотные топи до Архангельска. Исчерпав казенные деньги, он вложил в строительство железной дороги к Белому морю свой капитал. В конечном счете, Савва Мамонтов разорился да еще отсидел год в долговой тюрьме. После революции он умер в полной нищете и забвении.
В 2008 году у вокзала Ярославль-Главный был установлен памятник патриоту и меценату Савве Мамонтову. Но лучшим памятником ему является Северная железная дорога, по которой из года в год курсируют миллионы пассажиров и перевозятся миллиарды тонн грузов.
Строительство магистрали Котлас–Воркута началось в 1937 году и закончилось 28 декабря 1941 года. Причем последний и самый тяжелый участок железной дороги от станции Кожва до Воркуты был построен в грозном 1941 году в рекордные сроки – за 180 календарных дней.
Поскольку Донбасс был захвачен немцами, возникла острая потребность доставлять уголь из заполярного Печорского угольного бассейна.
– Сталин собрал совещание и спросил тогдашнего наркома путей сообщения СССР Лазаря Кагановича, сможем ли мы в сжатые сроки построить железную дорогу до Воркуты.
– Конечно, сможем, – ответил Каганович. – Но только нужны большие людские ресурсы.
– В людских ресурсах недостатка не будет, – заверил нарком НКВД СССР Лаврентий Берия.
– И, действительно, недостатка в людях не было. Образно говоря, под каждой шпалой железной дороги от станции Кожва до Воркуты два зека лежат. Первый эшелон с воркутинским углем прибыл в блокадный Ленинград в начале 1942 года, – перевернул начальник вагона-музея Андрей Чесноков, пожалуй, самую трагичную страницу истории Северной железной дороги.
Экспозиция вагона-музея включает в себя несколько разделов. В разделе, посвященном первым десятилетиям строительства и формирования Северной железной дороги, представлены уникальные фотографии и документы. Второй раздел, охватывающий период революции и гражданской войны, также представлен фотографиями железнодорожников – участников революционных действий, их удостоверениями личности и личными вещами. Время восстановления железнодорожного транспорта в 20-е годы, годы первых сталинских пятилеток, помимо фотоматериалов, представлены первыми знаками ударников железнодорожного транспорта. Раздел Великой Отечественной войны широко освещен в документах, письмах, благодарностях железнодорожников-фронтовиков и тружеников тыла. Период послевоенного строительства и развития до 1980-х годов – последний раздел экспозиции, рассказывающий о работе Северной магистрали.
Также в экспозиции вагона-музея представлены подлинная железнодорожная форма, инструменты и сигнальные фонари XX века, электрожезловые аппараты системы Вебб-Томпсон и Треггер, устройства сигнализации и связи XX века, рельсы, макеты паровозов и множество других экспонатов.
В первый же день работы вагона-музея в Рыбинске его экспозиция пополнилась ценным экспонатом. Один из посетителей подарил музею фотографию рабочих Рыбинских железнодорожных мастерских начала ХХ века, среди которых находился его дед-молотобоец Алексей Трифонович Трифонов.
Александр СЫСОЕВ
(Газета «Новая жизнь» №7 от 22.02.12)