Погода

СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА

29 декабря одна из старейших учителей Шашковской школы, бывший ее завуч Полина Александровна Рыжова отметила свое 80-летие

Детство Полины прошло в деревне Середнево Костромской области. Маленькую деревеньку в двадцать домов с трех сторон окружала река Сельма, а с четвертой – лес. Эту небольшую речку переходили вброд, а в прозрачной воде водилось много раков, и местные ребятишки ловили их прямо руками. Жили дружно, вместе играли в лапту, чижика-пыжика, катались верхом на лошадях, купали их. И даже ездили в ночное – до рассвета сидели у костра. Детство закончилось с началом войны. Через два дня отец ушел на фронт…
– Мне было шесть, брату Косте – три, а младшему Николаю – не было и годика, – рассказывает Полина Александровна. – Помню, как мы с мамой провожали отца – сначала пять километров до военкомата, а потом еще три за город. По дороге шла нескончаемая шеренга призывников, а рядом бежали плачущие женщины, дети. Но играла гармошка, звучали веселые песни – все тогда были уверены, что война скоро закончится. Больше отца мы не видели – в 1943 году он пропал без вести на Курской дуге.
В тылу голодали. Ранней весной дети собирали в поле из-под снега мороженую картошку, а летом рвали крапиву и щавель. Из молотых головок клевера бабушка делала лепешки. Спасала корова, но и ее надо было чем-то кормить. Сено заготовляли по ночам, так как мать целыми днями работала в колхозе. Да и косить колхозникам не разрешали, пока не закончится уборочная. Потом стало еще хуже. Пришлось продать корову-кормилицу. Папин костюм, гармонь и многие другие вещи поменяли на муку. Летом – грибами да ягодами – выручал лес.
Вот в такое трудное время Полине пришла пора идти в первый класс. Учительница Елена Николаевна Пятышева целый месяц уговаривала маму, чтобы та разрешила дочери учиться с шести лет, так как детей было очень мало. Школа находилась в полутора километрах от дома. Тетради сшивали из оберточной бумаги или писали между строк в старых книгах, чернила делали из сажи, а перышки для письма нанизывали на палочки из малиновых прутьев. Помимо учебы дети помогали взрослым в поле – укладывали снопы, теребили лен. Но учительница, несмотря на лихое время, старалась проводить для детей праздники, тематические вечера, чтобы как-то подбодрить учеников. Именно тогда Полина и решила стать учителем.
– Как сейчас перед глазами опухшие от заноз ладони – словно подушки, потому что лен драли голыми руками, ни о каких перчатках даже не мечтали, – вспоминает Полина Александровна.
И после Победы жизнь легче не стала. В деревню с фронта вернулись только двое мужчин: один – после плена, второй – инвалид. Вся тяжелая работа в колхозе оставалась на хрупких женских плечах.
– Мама работала тогда на конном дворе. Однажды лошадь случайно сломала ногу, – продолжает Полина Александровна. – Это могли расценить, как вредительство. Мама очень переживала, что бригадир обещал засудить ее.
После школы Полина поступила в педагогическое училище. Все четыре года жила надеждой быстрее выучиться, устроиться на работу и помогать маме. Но после получения диплома свободного места учителя в школе не оказалось, и директор уговорил поступать в Ярославский педагогический институт. Конкурс на исторический факультет – семь человек на место – она успешно выдержала. Студентке помощи из дома ждать не приходилось, жила на одну стипендию.
– Возьмешь в столовой пшенную кашу за пять копеек и чай, а хотелось ведь и принарядиться, и в кино сходить, – улыбается Полина Александровна. – Но так тогда жили все, поэтому старались не обращать на трудности внимания.
В трудные минуты спасали дружба и взаимовыручка – с соседками по комнате в общежитии буквально сроднились. Ездили с агитбригадой по сельским клубам, присутствовали при закладке памятника Некрасову в Ярославле.
В 1956 году по комсомольской путевке Полина отправилась на Целину – убирать урожай. Покорители целинных и залежных земель приехали в Кустанайскую область в деревянных вагонах. Жили в балках, прямо в открытом поле. Работали по двенадцать часов – скирдовали сено, сушили зерно на токах. Было трудно, но весело – на то она и молодость!
А на следующий год Полина вышла замуж. С будущим мужем они дружили с седьмого класса, но потом он уехал работать в Ленинград, она училась в Ярославле. Случайно встретились летом в родной деревне.
По распределению Полину направили учителем истории в село Покров-Рогули Арефинского района, муж поехал с ней. До Арефина добирались на самолете, потом – тридцать километров на лошади. Молодую семью не смущали бытовые неурядицы – жили на частных квартирах, не было бани. В 1959 году Полина Александровна стала учителем истории Воздвиженской школы, так тогда называлась Шашковская, а затем и завучем.
В больших классах учились 30–40 человек. Школа работала в две смены, потому что в ней было всего четыре классные комнаты. Была и третья смена – учебно-консультационный пункт для взрослых. Ни спортивного зала, ни столовой, ни библиотеки… В 1980 году Шашковская школа переехала в новое здание и получила статус средней.
28 лет Полина Александровна Рыжова работала завучем в Шашковской школе. За эти годы сменилось восемь директоров. А ее общий педагогический стаж – 35 лет! Все эти годы наградой для сельской учительницы была и остается искренняя благодарность учеников. Они ее помнят, поздравляют с праздниками, звонят. Свои дети тоже выросли, стали успешными людьми. Теперь радуют внуки, которые, возможно, продолжат учительскую династию. Ведь дочь Полины Александровны – тоже учитель.

Ирина СМИРНОВА,
учитель литературы Шашковской школы


Архив номеров

Смотреть остальные выпуски >>>


Адрес редакции газеты:
152903, Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Кирова, 4, кв. 1
Тел.: 8(4855)25-32-57, 8-901-199-6257
mail: dompechati@mail.ru

Фото