Погода

КАДРЫ – ГЛАВНЫЙ РЕСУРС

Грамотные, творческие, ответственные, обладающие хорошими организаторскими способностями и высокими нравственными качествами руководители в цене в любой сфере деятельности. Но к качеству кадров, работающих с детьми и молодежью, сегодня требования особые. Не исключение и Рыбинский район. Поэтому вполне закономерной стала тема одного из заседаний коллегии администрации РМР, которое полностью посвящалось вопросам развития кадрового потенциала в районной системе образования.
С докладом на коллегии выступила начальник управления образования администрации Рыбинского района Ирина КОМАРОВА.
Ирина Вячеславовна отметила, что в течение 15 лет система образования РФ находится в непрерывном процессе реформирования и модернизации. И сегодняшняя действительность доказывает, что «реформа образования будет иметь успех только тогда, когда другим на уроке станет тип взаимодействия учителя и ученика, когда реально претерпит изменение учебный процесс, когда дети нового поколения получат нового учителя. Но где же их взять, этих новых учителей, разом на всю Россию? Только путем развития существующего кадрового потенциала».
В 2014 году управление образования РМР вошло в число пилотных по внедрению новой системы оплаты труда. В каждой образовательной организации разработаны показатели эффективности деятельности работников, заключены контракты. В результате ушел в прошлое уравнительный характер оплаты труда, появилась возможность оказывать поддержку инициативным учителям, побудить их к активному участию в конкурсах, инновационной деятельности, ведению экспериментальной работы, разработке и внедрению авторских программ.
На начало учебного года в сфере общего и дополнительного образования Рыбинского муниципального района заняты 982 человека. Среди них пять заслуженных учителей Российской Федерации, пятнадцать награждены нагрудным знаком «Почётный работник общего образования». Высшее профессиональное образование имеют 65% педагогических работников, что позволяет им работать в инновационном режиме. Самый большой приток молодых педагогов за последние пять лет пришелся также на текущий учебный год: 15 выпускников вузов и колледжей пришли на работу в образовательные учреждения района. Сегодня в образовательных учреждениях трудятся 47 молодых специалистов, причем половина из них – выпускники школ нашего района.
Вывод очевиден: работа по привлечению на село молодежи дает результаты. Это и меры социальной поддержки, в частности, 30% надбавка к должностному окладу в течение пяти лет; единовременная выплата в размере трех должностных окладов; компенсация расходов на содержание жилья и отопления, за проезд к месту работы и обратно. Это и помощь муниципального методического центра в профессиональной и социальной адаптации; организация наставничества в трудовых коллективах.
И все же на сегодня неизменной в районной сфере образования остается доля пенсионеров (26%). У половины учителей педагогический стаж – более 20 лет. По сути, омоложению кадров должно способствовать целевое обучение выпускников школ в профильных вузах. Однако с 2008 года в Ярославский педагогический университет имени Ушинского по целевому направлению поступили 74 выпускника сельских школ, из них 28 – не вернулись работать в образовательные организации Рыбинского района. Проблема в том, что законодательно обязательная отработка  «целевиками» в школах или детских садах района никак не закреплена.
Тем не менее, в каждой образовательной организации разработаны и реализуются программы развития и обновления кадров. Так, результаты аттестации районных педагогов стабильны на протяжении нескольких лет: в 2014 году 42 человека (12%) аттестованы на высшую квалификационную категорию, 139 (38,5%) – на первую. Курсы повышения квалификации в рамках реализации федеральных образовательных стандартов (ФГОС) на сегодняшний день прошли 289 педагогических работников (97%). По уровню подготовки педагогических кадров к реализации ФГОС Рыбинский район занимает 4 место среди муниципальных районов области.
Большое внимание управлением образования уделяется специальной подготовке руководящего состава. За последние три года свыше 90% директоров и заместителей директоров образовательных учреждений неоднократно повысили свою квалификацию по занимаемой должности; 95% руководителей – по программе «Менеджмент в образовании». И это важно, поскольку современная управленческая работа требует высокой компетенции — не любому учителю можно доверить должность завуча или директора.
С 1 января 2015 года, как нормативный документ, заработает профессиональный стандарт педагога. Он, прежде всего, значительно расширит границы педагогического творчества и, определенно, районные учителя сумеют им воспользоваться. Ведь неслучайно педагоги РМР – постоянные участники и победители конкурсов «Учитель года России и воспитатель года», «Самый классный классный», международной ярмарки социально-педагогических инноваций. Еще один пример: заявки на участие в конкурсе в рамках приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 по 2014 год подали в общей сложности 70 районных учителей, 19 из них стали победителями, 12 отмечены премией губернатора Ярославской области. Увеличение числа победителей конкурсов всех уровней напрямую связано с ростом профессионализма педагогических кадров. А кадры – это главный ресурс школы.
На 1 сентября 2014 года в образовательных организациях Рыбинского муниципального района не было ни одной свободной вакансии. И все же в дальнейшем, по мнению членов коллегии, особое внимание должно уделяться формированию резерва руководящих педагогических работников; для закрепления квалифицированных кадров на селе в полной мере необходимо использовать возможность участия педагогов, в том числе молодых специалистов, в жилищных программах, которые действуют на территории Ярославской области. Ну и, конечно, следует продолжать работу по ориентации школьников на педагогические профессии.

Надежда КОНЧАЕВА


Архив номеров

Смотреть остальные выпуски >>>


Адрес редакции газеты:
152903, Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Кирова, 4, кв. 1
Тел.: 8(4855)25-32-57, 8-901-199-6257
mail: dompechati@mail.ru

Фото