НЕ УЛЕТЕЛО СЧАСТЬЕ АННЫ С ДЫМОМ…
Анна Павловна Романова гостей ждала. И даже принарядилась по случаю своего 90-летнего юбилея. На вопрос, откуда она узнала о том, что всем долгожителям в Рыбинском районе в день юбилея вручают подарки от имени главы, она ответила: «Как откуда? В «Новой жизни» прочитала. Я ведь все новости из газеты узнаю».
Аня родилась ранним январским утром, в это время в деревне как раз затапливали печи, потому вовсю дымили печные трубы. Ее бабушка Матрена, когда вошла в избу, чуть не заплакала. По старым приметам такого ребенка называли «поддымок». Бабушка сказала, что счастье девочки упорхнуло вместе с дымом.
Действительно, очень скоро пришлось девчонке и ее семье хлебнуть горя. Семья до революции и потом, во времена нэпа, была зажиточной. Романовы много работали: держали мельницу, скот, обрабатывали землю. Больше-вики все отобрали. Семью брата отца выслали сначала рыть Беломорканал, затем отправили строить Магнитку.
Отцу Ани, у которого на иждивении было семеро детей, если можно так сказать, временно повезло. Управлять мельницей, которую экспроприировала новая власть, никто не умел, поэтому и оставили Павла там наемным работником. Отец был малограмотен, не очень силен в счете. Раньше, когда работал на себя, особых знаний в арифметике и бухучете не требовалось, все делал «на глазок». Поэтому в документах вскоре обнаружилась недостача зерна. «Кулака-вредителя» приговорили к расстрелу, а у семьи отобрали телятник и последний клочок земли. Заодно и дом разломали, оставив только одну комнату.
Через пять лет от отца пришло письмо – расстрел заменили пожизненной ссылкой в Хабаровский край, в Уссурийскую тайгу. Отец писал, что работает обходчиком на железной дороге, плетет корзинки и вяжет метлы. К нему очень хорошо относился начальник лагеря, который никак не мог поверить, что трудолюбивый и мастеровитый Павел – враг народа. Потому и помог написать письмо самому Сталину. Произошло чудо – в 1939 году Павел вернулся домой.
Его умелые руки оказались как раз кстати – пришел приказ о переселении из затопляемой зоны, нужно было спешно перевозить остатки дома на новое место, в Пошехонский район. Вскоре нагрянула война. Отца на второй день забрали на фронт, а уже в сентябре 1941 года он пропал без вести.
Анна в ту пору работала в Рыбинске на моторостроительном, вместе с заводом готовилась к эвакуации в Уфу, тем более что туда же ехал ее любимый – Володя Назаров. Но однажды девушку срочно вызвали в отдел кадров. Там жестко объявили, что с завода она уволена, поскольку принадлежит к семье врагов народа и на стратегическом предприятии во время войны работать не имеет права. Володя уехал один…
А вот призвать Анну в 1942 году в армию принадлежность к семье врагов народа не помешала. «Вы теперь солдаты, и никаких тут слабостей!» – строжил командир зенитно-ракетного батальона. Девчонок-зенитчиц бросали на разные объекты. После освобождения Малой Вишеры они охраняли от вражеских самолетов мост, который был продолжением Ленинград-ской дороги жизни. Батальон зенитчиц за эту операцию был удостоен письменной благодарности Сталина.
Осенью 1945 года девчонок с войны торжественно встречали в родном колхозе имени Фрунзе. Потом Анна ездила на восстановление разрушенного Ленинграда. В колхозе она проработала всю жизнь, а в Рыбинский район приехала к дочери, уже выйдя на пенсию.
У Анны Павловны сегодня двое внуков, правнуки. К ней на юбилей собрались родственники со всех уголков страны. Все они любят бабушку Аню. Наверное, в этой любви, благодарности и заключается ее счастье, хоть и родилась она ранним утром, когда в деревне затапливали печи. И вовсе не улетело ее счастье с дымом!
Светлана НИКОЛАЕВА
(Газета «Новая жизнь» №6 от 16.02.12)