ТАТЬЯНА РЫЖОВА – ПОТОМСТВЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ
Уже 30 лет она работает в Николо-Кормской школе, из них 18 – директором. Ее мать Глафира Николаевна Колпакова – отличник народного образования, всю жизнь отдала той же Николо-Кормской школе. Две сестры матери и сестра Татьяны Геннадьевны – тоже педагоги. Такая вот учительская династия!
В школу Татьяна попала задолго до того, как пошла в первый класс. Детского сада в Николо-Корме не было, а с детьми учителей нянчилась пожилая женщина, которая жила на втором этаже школьного здания. Поэтому иногда забегали туда, где шли уроки – вездесущим малышам было интересно: почему другим детям можно часами находиться с их мамами, а им нельзя?
А когда Татьяна сама стала школьницей и села за парту, почувствовала большую ответственность. Она – дочь завуча, поэтому в учебе и поведении ни в коем случае не должна подвести маму. И в то же время дочь не имела права гордиться этим и ждать поблажек от учителей.
Школьная жизнь шла легко и весело. Никто не обращал внимания на то, что школа деревянная, топится дровами – так оно и должно было быть. В свободное время ребята помогали школе в заготовке дров на зиму – пилили, кололи и складывали в поленницы.
В пионеры их класс принимали в алтаре бывшей церкви. Церковь тогда была вторым зданием школы, а именно в алтаре располагалась пионерская комната. Во время приема в пионеры со стены смотрел портрет Ленина, а рядом проглядывали фрески, которые безуспешно пытались закрасить. Сейчас храм в Николо-Корме восстановлен, а там, где когда-то принимали в пионеры – снова алтарь.
Еще одно воспоминание школьных лет – мамы никогда не было дома, хотя дом стоял напротив школы. Глафира Николаевна все время пропадала в школе – уходила чуть свет и приходила поздно. Учительнице приходилось навещать семьи учеников в отдаленных деревнях, работать агитатором по домам. Когда добираться было очень далеко – колхоз давал лошадь.
– Будил по утрам и собирал в школу нас папа, – вспоминает Татьяна Геннадьевна. – На нем был весь дом – уборка, обеды и даже домашние заготовки – у мамы на это не оставалось времени. Я тогда не знала, что и в моей семье все будет точно так же – работа на первом месте…
То, что обе дочери – Татьяна и Ирина – станут учительницами, в семье даже не обсуждалось. С детства мама внушала дочерям мысль о том, что учитель – главный и уважаемый человек на селе, образованный, слова у него никогда не расходятся с делом. И дочери видели, каким авторитетом мать пользуется среди односельчан. Да и в семье за мамой всегда было последнее слово.
После школы Татьяна поступила в Череповецкий педагогический институт. Целей было две – стать учителем начальных классов и получить высшее образование. В Ярославской области «начальникам» тогда давали только среднее-специальное.
– Это сейчас путь до Череповца занимает три часа, – смеется Татьяна Геннадьевна. – А в 1978 году дороги не было. Добирались на «Метеоре» или поезде, довольно долго. Поэтому домой приезжала только на каникулы и переодевалась по сезону, чтобы не тащить с собой одежду. На 7 ноября надевала зимнее пальто, а на 8 Марта – переодевалась в демисезонное. Да и хранить одежду в общежитии было негде – в комнате жили 12 человек. Мама часто присылала посылки – варенье, картошку.
Молодую учительницу Татьяну Колпакову распределили после института в школу вологодского села Брагово. Ближайший город – Вологда, до него 100 километров, а автобус ходит раз в день. По стечению обстоятельств фамилия директора РОНО была Колпаков и фамилия директора школы – тоже Колпаков. Директор такому молодому пополнению очень удивился и сказал Татьяне, мол, будешь мне тогда дочкой. И действительно, относился к молодому специалисту по-отечески: советовал, рекомендовал. А когда Татьяна познакомилась в селе со своим будущим мужем, Сергей Александрович ее благословил: Рыжов – хороший парень из хорошей семьи.
Сыграли свадьбу, первый сын у Рыжовых появился на свет в том вологодском селе. Но в родные места Татьяну тянуло всегда, тем более Николо-Корма по сравнению с Брагово была не так оторвана от цивилизации.
С тех пор как она переступила порог Николо-Кормской школы в качестве учителя, минуло 30 лет. Сыновья Татьяны Геннадьевны не пошли по учительской стезе. Мальчишки… Однако сейчас Татьяна Геннадьевна – бабушка уже четверых внуков. И, кто знает, может кто-то из них продолжит педагогическую династию?
Светлана БУДИЛКОВА