А СЧАСТЬЕ В МИЛЮШИНЕ ЖДАЛО…
– Орлик, вот ты оказывается какой! Красавец, весь в бабушку, – приговаривает Елена, обтирая только что появившегося на свет теленка пучком соломы. И, поворачиваясь ко мне, шутливо подмигивает:
– Это подарок к вашему приезду.
– А имя Орлик заранее придумали? – спрашиваю у моей героини – победительницы районного конкурса операторов машинного доения, доярки СПК имени Ленина Елены Цыгановой.
– Да нет, только что на ум пришло, – улыбается Елена. – Мы ведь телят называем на первую букву имени матери, чтобы генетическую линию отслеживать. Мама у этого бычка Овация, а бабушка Орлица. Вот я и решила, пусть будет Орлик, раз на бабушку похож, такой же белолобый. А вот эти двойняшки Грация и Гордея – мои любимицы, зову их Груняши в честь мамы.
Новорожденный Орлик большими удивленными глазами смотрит на Елену, наверное, принимая ее за маму. Он еще не умеет стоять, его осторожно укладывают на тележку и увозят в родильное отделение. Там, на теплом сене он проведет месяц до перевода в телятник, питаясь молоком. В отделении – в одноместных стойлах, чтобы не мешать друг другу, находятся еще четыре теленка. Скоро пойдут отелы, и здешнее население существенно увеличится. Ухаживают за новорожденными телятами доярки. Поэтому Елене сейчас нужно подоить только что отелившуюся Овацию и напоить малыша. Успеть нужно до прихода на обеденную дойку стада с пастбища, в котором ее группа – 51 дойная корова.
Елена ловко, даже красиво, управляется с работой, между делом рассказывая о себе. Она родилась в деревне Ермаково Пошехонского района, в семье было 13 детей. Мать – домохозяйка. Отец – тракторист. Он один обслуживал колхозный откормочный телятник – косил и возил сено, кормил животных, убирал помещение, вывозил навоз на поля. А дети были помощниками.
На ферме Елена с раннего детства, да и дома всегда держали скотину, поэтому и не помнит, кто и когда научил ее доить коров.
– Мать, бывало, кликнет: «А ну, ребята, кто сегодня бычков пасти?». Мы бежим друг за дружкой: «Я пойду! Я!», – вспоминает Елена. – Брали Лютика, нашего коня, и выгоняли стадо на ближайшее поле. Больше всего, конечно, хотелось покататься на Лютике, но и про бычков не забывали – ни один от нас не убегал.
Взрослые не боялись доверять серьезную работу детям, ведь они были приучены ко всему – доить, пасти, косить и сушить сено. Роль в воспитании внуков сыграла и бабушка Елены – очень строгая и серьезная. Всю жизнь она работала в колхозе, была удостоена звания «Почетная свинарка». Говорят, что Елена очень похожа на бабушку и внешне, да и характером.
После школы Елена устроилась работать на местную ферму дояркой, в 19 лет вышла замуж и переехала к мужу в соседнюю деревню Юдино, где была ферма, на которой коров доили вручную. Еще можно представить, что так доили колхозных коров во время войны бабушки, которым сейчас по 90 лет. Но когда об этом рассказывает молодая женщина – не верится.
– Ферма была старая, небольшая, – объясняет Елена. – Когда-то ее пробовали механизировать, но потом все сломалось, ремонтировать не стали, электричество, бывало, пропадало на сутки. Мы работали вдвоем с сестрой без подмены. Выдаивали по 20 коров, одна из них была такая тугая, что я без рук домой приходила. Зато в Пошехонском районе мы с сестрой постоянно числились в передовиках по количеству надоя на одну корову, ведь руками надоишь больше, чем аппаратом.
А дома еще свои коровы, которых нужно и подоить, и накормить. Сено для домашней скотины косили и таскали вручную. Елена с мужем и маленьким сыном жили у свекрови. Но потом с мужем начался разлад, и Елена решила переехать в Рыбинский район – в Милюшино. Как говорит, в поисках счастья…
СПК имени Ленина руководил ее бывший односельчанин Геннадий Титов. Он с удовольствием согласился принять на работу доярку. Да еще передовую! В Милюшинском общежитии СПК ей с сыном предоставили комнату. А для перевозки вещей Геннадий Титов даже выделил от хозяйства машину. В этой машине в лице водителя и ждало Елену счастье.
– Парень все никак жениться не мог, – рассказал директор СПК имени Ленина. – Вот я ему перед этой поездкой в шутку и сказал, мол, посылаю тебя за невестой. Так они и познакомились. Уже 12 лет вместе живут, дочка растет.
Потом молодой семье от СПК выделили дом с участком земли, сейчас жилье уже можно приватизировать, ведь положенный срок в хозяйстве отработан, но все руки не доходят. Да и зачем? Уезжать из деревни семья все равно не собирается.
– Я в городе ни за что жить не смогу, – признается Елена. – Устаю, даже когда по делам там бываю. Кругом суета, толчея, шум. Хочется побыстрее за город.
Сын Дмитрий учится на программиста в Рыбинском авиационном колледже, но в городе жить тоже не планирует, надеется, что для него найдется работа по специальности в хозяйстве. Ну, а у пятиклассницы Марии планов пока еще много, но мама уверена, что дочь – человек тоже не городской.
Жизнь сельского труженика – тем более, доярки – простой не назовешь. Летом подъем в полчетвертого, в четыре – дойка, в шесть – выгон коров на пастбище.
В СПК имени Ленина коров доят три раза. Пробовали перейти на два, но отказались – жалко животных. Поэтому к половине двенадцатого – доярка снова на ферме, а вечером – к половине седьмого. И так до десяти вечера. Ведь ферма – не завод, где можно выключить станок и выйти за проходную.
…Возвращаюсь домой, в город, а сама думаю: как хорошо, что есть на рыбинской земле люди, для которых счастье – просыпаться до первых петухов, дышать хрустальным утренним воздухом, пить натуральное парное молоко и радоваться новорожденному теленку.
Светлана БУДИЛКОВА