ЕЛИЗАВЕТА ДОКОЛИНА: «В ЧЕТЫРЕ УТРА МЫ УЖЕ НА ФЕРМЕ БЫЛИ…»
Одна из старейших жительниц Рыбинского района Елизавета Васильевна Доколина из деревни Стригино Глебовского сельского поселения отметила свое 95-летие
В своем почтенном и почетном возрасте она сохранила прекрасную память, по-крестьянски мудрый рассудок, да и чувство юмора ей, как и в молодости, не изменяет.
– Я при всех президентах пожила, – то ли в шутку, то ли всерьез говорит долгожительница, как бы специально подчеркивая слово «президент», которым именовать руководителей государства ей, как видно, нравится. – И при Ленине, и при Сталине, и при Хрущеве, и при Брежневе… А теперь вот при Путине живу. Только вот царя не застала – не успела к 17-му году родиться!
Елизавета Васильевна помнит даже кличку лошади, которую во время коллективизации увели из их дома на колхозную конюшню – Малка. До революции ее семья, где было пятеро детей, жила не бедно – занимались крестьянским хозяйством, был свой надел земли. События 1917-го года свершились где-то далеко – в Питере, а в копринских краях мало что тогда поменялось. Не скоро докатилась до этих мест и коллективизация. Елизавета Васильевна хорошо помнит, как крестьян насильно загоняли в колхоз…
– Мне, поди, лет пять тогда было, – рассказывает она. – В соседней деревне Починок назначили собрание, туда и отправился мой отец. Вернулся чернее тучи и говорит матери: «Заставляют писать заявление. В Починке две семьи уже написали». Выбора не было, пришлось в колхоз записываться. Не то кулаками бы объявили – врагами народа.
Тут же у семьи отобрали землю, семена, лошадь, сбрую и все орудия, которыми обрабатывали землю. Кормилицу – лошадь Малку отвели на общую конюшню. Ребятишки тайком бегали к ней, гладили, утешали, чтобы не скучала, подкармливали, чем могли.
В 10 лет Елизавета уже вовсю работала. Вместе со взрослыми жала рожь, вязала снопы, драла и расстилала лен…
– А вот чесать лен я так и не научилась, – смеется Елизавета Васильевна. – Зато умею вручную зерно молотить. Нас, подростков, посылали молотить по ночам. Работали с керосиновыми фонарями «летучая мышь» – электричества-то тогда и в помине не было. А днем на обмолоте трудились женщины.
Елизавета повзрослела, вышла замуж. В 1938 году мужа Анатолия призвали в армию – он попал на финскую войну, а она осталась в доме у свекра и свекрови с новорожденным первенцем – Толенькой, которого назвали в честь отца. В 1941-м Анатолий должен был вернуться домой, но 22 июня Германия напала на нашу страну.
Во время войны за Погорелкой располагался учебный аэродром. Там в учебных целях с самолетов скидывали настоящие бомбы, и маленький Толя от страха прятался под лавкой. Весь волжский берег – от Ларионова до Легкова – был в противотанковых рвах и ограждениях. Ждали, что немцы будут наступать с Волги, со стороны Тверской области. Но вражеским планам не позволил осуществиться блокадный Ленинград.
В тылу все хлебнули лиха, особенно женщины. Всю войну Елизавета проработала в полеводстве и дояркой на ферме.
– Это сейчас дояркам легко с аппаратами да с механизацией, – восклицает Елизавета Васильевна. – В пять утра они только еще просыпаются. А мы в четыре уже на ферме были – руками доили, за коровами чистили, кормили, поили, фляги с молоком на себе таскали. Да и после войны еще долго так было.
Из доярок перешла в конюхи. Все колхозные 17 лошадей, упряжь и орудия были в ее руках. Она не только ухаживала и кормила, но знала кому, для чего и какую дать лошадь. Верховые, выездные, тягловые – у каждой лошадки была своя работа. Командовала почище председателя: «Сегодня лошадей не будет, а завтра две свободны – возите сено».
Анатолий вернулся с двух войн только в 1946 году. Елизавета родила еще четверых детей, стала матерью-героиней. Сегодня у нее семь внуков и столько же правнуков. Всю жизнь она посвятила сельскому хозяйству, как говорит: «Пенсию заработала на улице да в резиновых сапогах».
В день рождения поздравить именинницу приехали специалисты управления труда и социальной поддержки населения Рыбинского района и глава Глебовского поселения Василий Дьяков. Елизавете Васильевне вручили цветы и подарки, а на память она решила сфотографироваться с Василием Федотовичем: «Он хоть и не президент, но тоже – представитель власти».
Светлана БУДИЛКОВА