ИРИНА КОМАРОВА: «ГЛАВНАЯ НАША ЦЕЛЬ – КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ»
Совсем скоро прозвенит последний в этом учебном году школьный звонок. При этом большой коллектив учителей и педагогов дополнительного образования Рыбинского района уже готовится к новым свершениям. Об основных моментах 2013–2014 учебного года и планах на будущее с читателями газеты «Новая жизнь» делится начальник управления образования администрации РМР Ирина КОМАРОВА.
– У нас действительно большой педагогический коллектив: 280 учителей и 9 педагогов дополнительного образования. Все они стремятся вложить в своих учеников – а их всего 2072 в девятнадцати школах района – не только знания, но и нравственные понятия, учат уважению, любви к ближнему, вечным ценностям. Это огромный труд, который отнимает много душевных сил. Поэтому, пользуясь случаем, выражаю благодарность всем своим коллегам за верность нелегкой профессии учителя. Вместе с тем мы будем только рады притоку молодых специалистов. Некоторые социальные льготы помогают привлечь на село выпускников педагогических вузов: 30% надбавка к окладу, оплата проезда до места работы, выплата так называемых «подъемных». На это работают и две программы по улучшению жилищных условий: «Молодая семья» и «Социальное развитие села». Сложившаяся в районе система переподготовки кадров помогает обеспечивать профессиональный рост молодых педагогов, ускоряет процесс получения ими очередной квалификационной категории. В образовательных учреждениях Рыбинского района сегодня работают более 30 молодых специалистов, которые сами стремятся совершенствоваться, осваивая новые технологии, традиционно участвуя в профессиональных муниципальных и региональных конкурсах «Учитель года России», «Детский сад года», «Самый классный Классный».
– Ирина Вячеславовна, как проходят становление и адаптация молодых специалистов?
– Во-первых, в образовательных учреждениях района существует система наставничества. Во-вторых, создана «Школа молодого специалиста», где мероприятия «Торжественное посвящение в молодые специалисты», «День молодого педагога», круглый стол «Встреча с наставниками» за несколько лет стали уже традиционными. Именно здесь обсуждаются проблемы и успехи молодых учителей, корректируется план работы. Для работы «Школы молодого специалиста» в Назаровской основной школе отведен большой актовый зал, два класса, полностью оснащенные информационно-техническим оборудованием. Большое спасибо за чуткость и понимание директору Назаровской школы Елене Юрьевне Шугиной.
– Работа с одаренными, творческими детьми требует и от педагога дополнительных усилий. Как с этим справляются районные учителя?
– Воспитание и обучение одаренной молодежи – приоритетное направление в развитии системы образования Ярославской области. Дети Рыбинского района всегда проявляют себя с самой лучшей стороны. Например, в этом учебном году к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников наших ребят готовили 90 педагогов-наставников. В итоге в соревнованиях приняли участие 476 ребят из 15 общеобразовательных учреждений Рыбинского района. Школьники пробовали свои силы по 13 предметам. Победы в муниципальном этапе добились 25 участников, призовые места заняли 84 человека. В региональном этапе олимпиады участие приняли 25 школьников по девяти предметам. Особых успехов добились выпускник 11-го класса Тихменевской школы Игорь Гоманов и ученик 9-го класса Шашковской школы Евгений Ревенко.
Для Рыбинского района традиционными стали муниципальные краеведческие чтения имени заслуженного учителя Российской Федерации Лидии Александровны Бульдиной. На базе Болтинской школы чтения состоялись уже в восьмой раз, в этом учебном году в них приняли участие 76 юных краеведов из 13 школ. Участниками научно-практической конференции на базе Ермаковской средней школы, посвященной Дню российской науки, стали еще 60 ребят.
– Насколько активны старшеклассники в научно-исследовательской деятельности на региональном и всероссийском уровнях?
– По итогам областного этапа научной конференции «Отечество» четверо наших школьников удостоены специального приза жюри. Дипломантом XVII Российской научной конференции школьников «Открытие» стала ученица Болтинской школы Элина Арефьева; призерами Всероссийского конкурса «Исторический проект, Конституция» признаны представительницы Глебовской школы – Мария Калинина, Мария Олейник, Светлана Барбина; Евгения Калинина из Арефинской школы – призер Всероссийского конкурса «Человек на земле».
Есть успехи у наших ребят и в спорте, и в творчестве. Команда юных спортсменов Болтинской школы стала победителем областных соревнований по легкой атлетике в рамках «Президентских спортивных игр».
Большой популярностью у юных пользуется муниципальный конкурс «Дорогая моя провинция». Участница этого конкурса, воспитанница Центра детского творчества «Город мастеров», школьница из Октябрьского Полина Седова стала победителем областного фестиваля детского и юношеского творчества «Радуга».
Самые способные, разносторонне развитые, а главное, целеустремленные дети за свои успехи ежегодно удостаиваются стипендии главы Рыбинского муниципального района. В этом учебном году ее получали шесть школьников: Алина Паршукова, Евгения Калинина, Сергей Горшкалев, Анастасия Грузнова, Евгений Антипин, Влада Сатюкова.
За исследования в области краеведения премией В.В. Нефедова награждены Алена Дорогова и Сергей Горшкалев из Болтинской школы, а также арефинская школьница Евгения Калинина. Премии губернатора Ярославской области в этом учебном году удостоена ученица Глебовской школы Мария Калинина.
– Ирина Вячеславовна, в последние годы наблюдается негативная динамика состояния здоровья российских школьников. Как решаются вопросы здоровьесбережения в школах Рыбинского района?
– Большое внимание мы уделяем работе и по формированию культуры питания, и по обеспечению школьников горячим питанием – чтобы растущему организму было откуда черпать энергию. Летом 2013 года проведена модернизация пищеблоков в Ермаковской, Арефинской, Октябрьской, Тихменевской и Ломовской СОШ. С приобретением современного оборудования для пищеблоков появилась возможность сделать питание для ребят более сбалансированным и разнообразным.
С введением в штат образовательных учреждений медицинских работников более доступной стала медицинская помощь. Дети проходят углубленный медицинский осмотр как врачами районной поликлиники, так и узкими специалистами областного диагностического центра. По итогам проведения диспансеризации ведется систематическое наблюдение за состоянием здоровья школьников с проведением лабораторных исследований и комплексной оценки здоровья участковыми педиатрами.
При реализации образовательных программ во всех школах успешно используются здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
– В новых федеральных образовательных стандартах особое значение уделено развитию в школах информационно-образовательной среды…
– Да, это требование нашего времени… В рамках «Комплекса мер по модернизации общего образования на 2011–2013 годы» школы района оборудованы современными интерактивными комплексами, которые позволяют осуществлять широкое взаимодействие не только ученика с учителем, но и друг с другом. С помощью современных средств информационно-коммуникационных технологий педагог может создать свой учебно-методический комплекс и провести творческий и запоминающийся урок, привлекая к активной работе весь класс. На базе школ Рыбинского района 73 учителя успешно освоили программы дополнительного образования «Интерактивные средства обучения» (начальная и основная школы).
Обучение по программе «Проектирование сетевого учебного пространства средствами сервисов сети Интернет» прошли 37 учителей из Ермаковской, Глебовской и Песоченской СОШ. Свою информационную компетентность педагоги используют в создании предметных веб-сайтов.
В учебный процесс внедряется система интерактивного вещания Webunicom. С ее помощью проводятся дистанционно-методические объединения учителей района, встречи школьников с интересными людьми, видеоконференции. Учителя имеют возможность использовать на занятиях дистанционные уроки, размещенные на сайте Медиацентра сети образовательных учреждений Ярославской области. И это только первые шаги по созданию сетевого пространства района.
– Как в образовательных учреждениях района осуществляется инновационная деятельность?
– Статус регионального инновационного центра на сегодняшний день имеют четыре образовательных учреждения района: Сретенская и Ломовская школы – в рамках проекта «Организация внеурочной деятельности сельских школьников»; Николо-Кормская СОШ – с проектом «Воспитание гражданина и труженика села»; Ермаковская школа – «Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса в сельской школе».
Инновационные направления, над которыми работает Управление образования в рамках реализации национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», это и переход на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, и поддержка талантливых детей (Ермаковская СОШ); наращивание кадрового потенциала учителей (Болтинская, Октябрьская СОШ); школа-центр современного образования, самоподготовки, занятий творчеством (Каменниковская, Николо-Кормская СОШ); системное здоровьесбережение (Шашковская СОШ, детский сад поселка Судоверфь).
Свой инновационный опыт образовательные учреждения Рыбинского района представляют вплоть до международного уровня. Так, в 2013–2014 учебном году в Ростове состоялся юбилейный V межрегиональный этап XII Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций. Итогом этого форума стала победа двух учреждений РМР, опыт которых жюри признало ценным и уникальным! Свидетельства победителей были вручены Любови Владимировне Зайцевой, инструктору по физическому воспитанию детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников поселка Судоверфь «Солнышко», а также Татьяне Борисовне Ивановой, Татьяне Валентиновне Комаровой – педагогу-психологу и директору и МОУ О(С)ОШ РМР.
– Ирина Вячеславовна, какие первоочередные задачи предстоит решать управлению образования и районному коллективу педагогов в новом учебном году?
– Безусловно, главная цель развития муниципальной системы образования – повышение качества образования. А пока мы готовимся к летнему отдыху, в общей сложности 838 школьников Рыбинского района этим летом поправят свое здоровье.
У выпускников школ впереди – экзамены. В этом году у нас 86 выпускников 11-х классов и 190 – 9-х классов. От всей души желаю им удачи и верного выбора профессии! А всем ребятам и педагогам – полноценных каникул, чтобы в сентябре с новыми силами включиться в учебный процесс.
Подготовила Надежда КОНЧАЕВА
№ 19 от 22 мая 2014 г.