ГДЕ РОДИЛАСЬ – ТАМ И ПРИГОДИЛАСЬ
Александра Дмитриевна Тарасенко из поселка Красная Горка отметила 90-летний юбилей
Она убеждена, что секрет ее долголетия – только в труде. Более полувека проработала она, и все эти годы – в сельском хозяйстве. И ни за что не ушла бы на заслуженный отдых, но попала под сокращение. Очень переживала тогда Александра Дмитриевна, что оказалась не у дел…
Ее последнее место работы – теплицы подсобного хозяйства моторостроительного завода. Она и сегодня с любовью рассказывает, как отзывчивы растения на теплоту рук человека:
– Растения – они ведь как дети. Сколько сил надо вложить, пока вырастут! Посадил вот семечко, дождался первого росточка, смотришь, как тянется стебелек ввысь, силенку набирает. Словом, много труда надо вложить, пока плоды появятся. Первыми, еще зимой в теплицы высаживали огурцы, и уже к 8 Марта снимали хороший урожай. Затем наступал черед помидоров. Вот так и чередовали.
…Ее родители вместе с тремя детьми ютились в тесной комнатушке деревянного барака на Красной Горке. Детство не было беззаботным – ребятишки помогали взрослым по хозяйству. А когда удавалось выкроить часок-другой, бегали на речку Черемуху и в лес. Был случай, в 1937 году в лесу наткнулись на страшную находку.
– Из земли торчала человеческая нога, – вспоминает Александра Дмитриевна. – Мы подошли, смотрим – лежат мертвые люди. Видимо, их было так много, что в яму не уместились, и их просто присыпали сверху землей. Мы побежали домой, рассказали родителям. Те сообщили в сельсовет, оттуда весть ушла в НКВД. В деревню приехал сотрудник в форме и провел жесткую беседу с нашими родителями, чтобы не отпускали детей, куда попало. Больше мы туда не ходили.
Когда началась война, почти все мужчины ушли на фронт. Из колхоза забрали лошадей. Пахать и ездить по снегу за дровами в лес пришлось девчонкам – на молодых бычках. Единственным трактористом на всю округу остался отец Александры.
В войну на девчонок и женщин свалилась вся колхозная работа. Вручную силосовали траву – забивали яму с помощью деревянной кувалды и клина. В 4 утра отправлялись косить. В 8 – завтрак в столовой, лепешка и молочная сыворотка. Причем, тому, кто не перевыполнил норму хотя бы на один процент, – завтрак не полагался.
И после войны легче не стало – так же голодали. По карточкам рабочим давали 400, а иждивенцам – 200 граммов хлеба в день. Выручало только свое хозяйство.
Из полеводства Александра перешла на ферму в доярки, потом на птичник. Она говорит, что после войны ей уже везде было легко. И коллектив всегда был хорошим. Вот и в день юбилея за праздничным столом собрались ее подруги, с которыми она проработала многие годы. А для детей, внуков и правнуков Александра Дмитриевна накроет стол еще раз, иначе всем не хватит места.
Светлана БУДИЛКОВА
№ 10 от 20 марта 2014 г.