У НАДЕЖДЫ ЮБИЛЕЙ – В САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ
Надежда Дмитриевна Рощина из деревни Кобостово родилась 8 марта 1924 года. Правда, за долгую жизнь в ее документах дважды делали ошибки. Сначала зарегистрировали 7 марта, а потом – при смене паспорта – еще убавили возраст, указали дату рождения 1 марта. Но Надежда Дмитриевна всю жизнь отмечает свой день рождения именно 8 марта – в Международный женский день.
В канун 90-летнего юбилея долгожительница вспоминает свою нелегкую, но такую богатую на события жизнь. Родилась она в деревне Осино, что неподалеку от Николо-Кормы. Закончила семилетку в Николо-Кормской школе. Учиться нравилось, успехи в учебе радовали, и девушка хотела получить среднее образование. Только вот его тогда в сельской местности еще не было. Планировали начать его в третьей пятилетке, но сделать это удалось только после окончания войны.
Сегодня мало кто знает, но за обучение в 8–10 классах в предвоенные годы нужно было… платить. Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся, а также значительные расходы государства на строительство, оборудование и содержание сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР постановил с 1 сентября 1940 года ввести плату за обучение в 8–10 классах. 150 рублей в год оказались слишком большой суммой для родителей Надежды, работавших в колхозе за трудодни. Вот и уехала Надежда в Рыбинск, поступила в ФЗУ при моторостроительном заводе.
Там ее и застала война. Началась эвакуация моторостроительного завода в Уфу, фезеушников не брали. Старые работницы цеха посоветовали Надежде возвращаться в деревню – к родителям. Домой она уехала
даже без трудовой книжки, которую, даже спустя годы, найти так и не удалось. Девушек в колхозе мобилизовали на трудовой фронт – они строили просеку, валили лес на участке от Рыбинска до Углича, чтобы протянуть линию электропередач между Рыбинской и Угличской ГЭС. Благодаря этой линии осенью 1941 года, в период осады Москвы, в столицу пошло с Волги электричество.
Когда линию завершили, некоторые девчонки остались в Угличе. Надежда сначала работала в столовой, а потом, заметив хозяйственную жилку, руководство направило ее заведовать подсобным хозяйством.
– Мы, девчонки, тогда жили в общежитии, – вспоминает Надежда Дмитриевна. – После войны местные парни, вернувшиеся с фронта, были у нас частыми гостями. Так я познакомилась со своим Ваней.
Свадьбу сыграли в 1946 году. Жили очень бедно, и поэтому на торжестве пришлось сэкономить. Устроили за одним столом сразу две свадьбы – Надежды с Иваном и его брата с женой. Одна прозорливая старушка, глядя на молодоженов, сказала, что какой-то из пар не будет счастья…
– Так оно и вышло, – вздыхает Надежда Дмитриевна. – Нас с Ваней несчастье обошло, а вот жена брата вскоре погибла – разбилась на мотоцикле. Без матери остались двое детей…
У Надежды с Иваном, к счастью, все сложилось хорошо. Иван уговорил жену переехать к ее родителям, но половина дома, где все ютились, была тесной. Тогда ему, работавшему шофером на торфоразработках, дали жилье в Кобостове – дом с земляным полом. Этот дом женщины с торфоразработок использовали как баню и место для стирки. Начальство пообещало выделить молодой семье доски для пола, но они не понадобились.
Однажды Надежда что-то пролила на пол и стала скоблить. И случилось чудо – под толстым слоем земли вперемешку с торфом обнаружился целехонький дощатый пол. За время «нецелевого» использования дома женщины с торфоразработок столько натаскали на обуви и одежде грязи.
Когда в Кобостове развернули воинскую часть, Иван перешел работать туда, а Надежде командир части предложил место продавца в магазине. Поначалу она опасалась, что с торговлей у нее ничего не выйдет. А в итоге отработала в этом магазине 40 лет, до самого его закрытия. Только вот с жильем не повезло. Деревянный дом, который предоставили от части, после ухода военных оказался без собственника. А кроме него никто не может заявить об аварийном состоянии жилья. Вот и не удается Надежде Дмитриевне как вдове участника войны получить квартиру по федеральной программе…
Но Надежда Дмитриевна не отчаивается. Говорит, есть крыша над головой – и ладно. Да и дочь выстроила новый дом неподалеку, зовет маму перебраться туда, но Надежда Дмитриевна отказывается. Она привыкла к своему дому. Здесь вырастила двоих детей, у нее четверо внуков и шесть правнуков. Все они соберутся в Международный женский день за праздничным столом и будут поздравлять бабушку с 90-летним юбилеем.
Светлана БУДИЛКОВА
№ 8 от 6 марта 2014 г.