ЛЕТЧИК АЛЕКСЕЙ БАУКИН
Девятиклассница Болтинской школы Алеся Побрус с помощью учителя истории Алевтины Александровны Солодовой подготовила реферат о герое Великой Отечественной войны Алексее Баукине. Командир эскадрильи 42-го авиаполка бомбардировщиков дальнего действия, который в годы войны базировался в деревне Якушево близ поселка Судоверфь, геройски погиб, возвращаясь с очередного задания.
Алексей Баукин родился 18 октября 1909 года в деревне Обухово Московской области, в крестьянской семье. В семье было 11 человек, жили трудно. Но он окончил военную школу летчиков и дослужился до командира эскадрильи бомбардировочной авиации. Был отмечен высокими правительственными наградами – орденом Ленина и орденом Красного Знамени.
Под Рыбинск, в 42-ой авиационный полк майор Баукин прибыл осенью 1941-го года, командовал 1-й авиаэскадрильей. Его называли асом. Летные экипажи громили фашистов на всех фронтах. Экипажу Алексея Ивановича поручались сложные и опасные боевые задачи. Во второй половине 1942 года Алексей Баукин вместе со своими сослуживцами совершил около десяти боевых вылетов на территорию Германии – в воздухе самолеты находились по 11 часов.
Из воспоминаний штурмана Андрея Коновалова:
«Командованию стало известно, что немцы на разъезде Апраксин, что восточнее Мги, производят замену потрепанной в боях дивизии на только что прибывшую. В ночь на 19 августа 1943 года несколько сот самолетов дальней авиации вылетели на цель. Район замены был сильно прикрыт защитной артиллерией, пулеметами, прожекторами и ночными истребителями. Один за другим загорались наши самолеты. Но когда на головы фашистов одновременно посыпались сотни бомб, их сопротивление было парализовано.
В этом полете экипаж Алексея Баукина сбросил на позиции врага максимальное количество бомб, которое мог поднять самолет данного типа, в том числе – одну бомбу весом в тонну. Как стало позднее известно, за ночь было уничтожено до 70% состава обеих дивизий и много вражеской техники».
Из воспоминаний военного корреспондента майора Хапаева:
«Его экипаж в единственном числе 1 июня 1942 года, преодолев большое расстояние над водами Баренцева и Норвежского морей, внезапным ударом взорвал большой склад авиационных торпед, сжег авиамастерские и три самолета около военной базы Тремсе, в Норвегии. Это задание казалось почти неосуществимым: бухта, где базировалась немецкая торпедоносная авиация, находилась на расстоянии нескольких сот километров от нашего аэродрома.
Это расстояние нужно было покрыть на сухопутном самолете, идя все время над морем и, к тому же, днем. Вход в саму бухту закрывали две скалы. Кроме того, база прикрывалась значительным количеством зенитной артиллерии и истребителями.
Стояла плотная облачность. Летчику и его штурману Андрею Коно-валову пришлось все время идти «вслепую», вести машину исключительно по приборам. За несколько минут до подлета к цели летчики вышли из облаков. Самолет в это время находился всего в нескольких десятках метров от поверхности моря. Показались две скалы, застывшие как каменные часовые у самой горловины бухты.
Баукин умело направил машину между скал, благополучно проскочил их на небольшой высоте и ворвался в бухту. В результате меткого попадания авиабомб на базе был взорван склад с торпедами и дотла сожжен ангар с самолетами».
Из воспоминаний подполковника Евгения Мякишева:
«Последний 169-й боевой вылет экипажа Алексея Ивановича Баукина был совершен в ночь на 20 сентября 1943 года на железнодорожный узел Витебск (Белоруссия). Но ему не суждено было вернуться в боевую семью друзей-однополчан…
Полк получил задание нанести бомбовый удар по скоплению вражеских эшелонов. Экипаж майора Баукина вылетел первым, чтобы вначале обозначить цель светящимися бомбами, а затем, со второго захода, более точно подсветить железнодорожный узел и зажигательными бомбами создать очаги пожаров. Сбросив груз точно в цель, мы стали уходить: задачу свою мы выполнили.
Через пять минут полета стрелок-радист докладывает, что справа приближается вражеский истребитель… Раздался сильный взрыв, машина Баукина, охваченная пламенем, беспорядочно падала вниз.
Погиб весь экипаж самолета: майор Алексей Баукин, старшина Алексей Луковкин и стрелок Василий Серегин».
* * *
Алексей Иванович Баукин не раз говорил своим боевым товарищам, что возит в чемодане новые хромовые сапоги и обязательно наденет их в Берлине. Но он не дожил до того дня…
На боевом счету отважного летчика – сотни уничтоженных фашистов, десятки вражеских самолетов, танков, автомашин, орудий, несколько складов с боеприпасами и горючим, один фашистский корабль. Родина высоко оценила боевые заслуги майора Баукина, он был награжден несколькими орденами.
Еще во время войны летчика представляли к званию Героя Советского Союза. Об этом он пишет своей жене в том маленьком послании, что послужило основой для моего исследования: «Милая Маня, нет времени много писать. Посылаю детям и тебе, что мог послать гостинцев. Будешь делить, не обращай внимания на записи. Это писал – думал, если меня собьют, гостинцы передадут с вещами… Маня, жив-здоров. На меня посылают к награде о присвоении Героя Советского Союза. Не знаю, как получится… Твой Лесик.
Валичка, шлю тебе, Розе, Феде гостинцы (шоколад) и конфеты.
9 августа 1943 года».
…Долгое время не удавалось найти могилу этого героического человека. Только в мае 1975 года было обнаружено примерное место падения самолета – в районе деревни Пашки Смоленской области. Местные жители сначала похоронили летчиков там, а затем перенесли останки в поселок Понизовье. Позднее на могиле экипажа Баукина установили обелиск, на котором изображен силуэт самолета ИЛ-4 с именами погибших.
На адрес дочери летчика Розы Алексеевны в апреле 2013 года мы написали письмо. И она ответила! Оказалось, что дочь героя живет в Москве, и теперь мы поддерживаем переписку. К 69-ой годовщине Великой Победы наша школа готовит экспозицию, посвященную А.И. Баукину.
Алеся Побрус рассказывает, почему она приняла решение начать исследование:
– Участвуя в районном конкурсе экскурсоводов, мы с одноклассницей рассказывали о летчиках 42-го авиаполка, которые сражались или погибли на территории Ярославской области. Мне в руки попало письмо, отправленное домой летчиком этого полка. Подписано оно было «Лесик». И не определишь, кто автор… Было очень волнительно взять в руки это письмо, которое пришло с той далекой войны.
Когда мы стали читать книгу по поисковой работе отряда «Красных следопытов» о летчиках авиаполка, многое стало понятно. Там как раз упоминается эта весточка с фронта, а написал ее летчик Алексей Баукин.
Во время экскурсии, которую мы тогда подготовили, об одном человеке многое не расскажешь. Но Алексей Иванович Баукин заслуживает большего внимания: в 2008 году ему посмертно присвоено звание Героя России.
Алеся ПОБРУС,
Болтинская СОШ, 9-А класс
№ 6 от 20 февраля 2014 г.