«Я ЗИМОЙ НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ, Я УБИТ НА ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЕ»
В Октябрьской школе 30 января в память о погибших в Чечне выпускниках Вадиме Грузкове и Андрее Околодкове установлены мемориальные доски. На митинг пришли родители героев, их односельчане и учителя, школьники, представители администраций Рыбинского района и Октябрьского сельского поселения. На церемонии открытия мемориальных досок присутствовали представители Ярославского военно-патриотического клуба «Десантник».
Метроном в звенящей тишине отсчитывает секунды… На лицах людей – боль и скорбь. И Вадику, и Андрюше сейчас было бы по 35 лет, у них были бы семьи, дети, счастье. Была бы жизнь. Но они навеки остались двадцатилетними.
Вадим Грузков был в семье старшим из двух братьев. Мама, Наталья Васильевна, одна воспитывала сыновей. Но когда ее первенцу в ноябре 1997-го пришла повестка из военкомата, вопроса не стояло: служить или не служить. Конечно, служить! Как и положено мужчине. Вадим попал в прославленную Кантемировскую танковую дивизию, имел благодарности от командования, за хорошую службу несколько раз успел побывать дома, увидеть невесту, друзей, маму, с которой у него была удивительная, неразрывная связь… «Я пишу тебе не столько письмо, сколько раскаяние. Прости меня за все, что я тебе сделал. Была бы сейчас возможность, я бы постарался все исправить. Прости меня, мама. Я люблю тебя. 19.07.98.».
В августе 1999 года рядовой Вадим Грузков оказался в Чеченской республике, под Моздоком, в должности старшего водителя гаубичной самоходно-артиллерийской батареи. В письмах матери он неизменно писал, что «Все хорошо, мама, не волнуйся, мы на картошке». Потом и письма, и его звонки прекратились… А 20 октября в Октябрьский пришла похоронка.
Во время продвижения российских войск по территории Чечни полк, в котором служил Вадим Грузков, получил приказ передислоцироваться. Внезапно дивизион попал под обстрел боевиков. Спасая машину с боеприпасами, Вадим был тяжело ранен и на следующий день, 10 октября, его не стало. Всего лишь месяц парень не дожил до дембеля… За мужество и отвагу Вадим Грузков посмертно награжден орденом Мужества.
Когда слово взяла Галина Геннадьевна Розина, она не могла скрыть своих слез:
– Я была классным руководителем Андрея Околодкова и учителем биологии обоих мальчиков. Это были шустрые, спортивные ребята. Им не все давалось легко, но они никогда не прятались за спины товарищей. Они были добрые, отзывчивые, ранимые и трудолюбивые, не искали легких путей и поэтому очень рано повзрослели. Помню, как серьезно относился Андрей к подготовке своих одноклассниц к игре «Зарница», учил их разбирать-собирать автомат и маршировать…
Мне никогда не забыть документальные кадры по центральному телевидению, когда в поселке почти никто не знал о том, что Андрей погиб. Я тоже смотрела, ничего не подозревая. Видела, как он стоял у БТРа, с неразлучной «приминкой» на губах. К нему подошел корреспондент с микрофоном, но Андрей ничего не захотел сказать, застеснялся и отошел в сторонку. А дальше шли тяжелые титры о том, что этот мальчик домой не вернется… Именно сегодня, 30 января, Андрюше исполнилось бы 35 лет.
Андрея Околодкова в армию призвали на полгода позднее, чем Вадима Грузкова. И он в семье был старшим ребенком, единственным сыном. После девяти классов освоил специальность слесаря по ремонту автомобилей. Андрей получил повестку в июне 1998 года. Три месяца «учебки» в Коврове, и старший разведчик, пулеметчик Околодков – тоже в Чечне, в составе гвардейского мотострелкового полка. Как свидетельствуют официальные документы, в декабре в жестоком бою под Алхан-Юртом Андрей прикрыл раненых товарищей и был удостоен главной солдатской медали – «За отвагу». Родители знали, где служит сын, но без подробностей. Он геройски погиб, отражая очередную атаку боевиков, 12 марта 2000 года. Невеста ждала своего Андрея двенадцать долгих лет, пока мать не взмолилась: «Отпусти ты его, тебе свою жизнь надо устраивать…». Посмертно Андрей Околодков награжден орденом Мужества.
С разрывом всего в полгода в поселке хоронили своих мальчиков, погибших в Чечне.
…Митинг заканчивается. Детские голоса произносят стихотворные строчки, которые переворачивают душу:
Не спешите, постойте, ребята,
Побеседуйте тихо со мной.
И скажите: «Какой был веселый!
И какой он еще молодой…»
Подождите, девчонки, смеяться,
Посмотрите на этот портрет.
Мне исполнилось только лишь двадцать,
А меня уже нет, просто нет…
Четвертый год продолжается акция Памяти. Мемориалы в образовательных учреждениях, где учились воины-интернационалисты, появились в Ярославле, на Рыбинской земле, Мышкине. Инициатива принадлежит Ярославской региональной общественной организации «Ветераны боевых действий имени генерала армии В.Ф. Маргелова». Как пояснила председатель Рыбинского отделения общероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества Елена Карпова, в горячих точках, Афганистане и Чечне, погибли 28 военнослужащих из Рыбинска и Рыбинского района: восемнадцати из них установлены памятные доски, еще десять предстоит установить.
Верные слова сказала на митинге директор Октябрьской школы Надежда Витальевна Смолина:
– Никого из нас никогда не покинет чувство вины перед мальчишками, навеки оставшимися 20-летними. Горечью и болью наполняются наши сердца. Нам не вернуть погибших, не повернуть время вспять, нам остается одно – хранить память.
Надежда КОНЧАЕВА,
фото автора
№ 4 от 6 февраля 2014 г.