МЫ ДУМАЛИ, ЧТО ВОЙНА БЫСТРО ЗАКОНЧИТСЯ…
Жительница поселка Тихменево Нина Михайловна Белова отметила 90-летний юбилей. У нее и сегодня хорошая память, светлый ум, только вот здоровье подводит – застудилась, когда в войну работала на трудовом фронте, на лесоповале. А еще Нина Михайловна рукодельница – вяжет носки и рукавички. Благо, есть кому – у нее двое детей, трое внуков и даже шестеро правнуков.
Родилась Нина в селе Запрудное Калининской области. Из деревни, где всех насильно сгоняли в колхозы, семья с тремя детьми решила переехать в Рыбинск. Отец пошел работать на завод полиграфических машин, мать – в швейную мастерскую.
Началась война, всех девушек-комсомолок собрали в специальный отряд, который направляли туда, где нужны были рабочие руки.
– Я к тому времени только что закончила 9 классов, – вспоминает Нина Михайловна. – Мы думали, что война – это ненадолго. Немцев быстро прогонят, и мы снова пойдем учиться. Но получилось иначе – учиться ни тогда, ни потом так и не довелось…
Сначала комсомольцы каждый день собирались у ворот базы №34. По секретному объекту их строем вели в цеха, где изготавливались снаряды, гранаты и патроны. Работали по 12 часов. После окончания смены молодежь выводили с территории предприятия также строем.
В конце 1941 года начались бомбежки Рыбинска. Комсомолок направили в отряд противовоздушной обороны, который ликвидировал последствия воздушных налетов. Нина с подругами разбирали завалы разрушенных жилых домов, вытаскивали раненых, убитых. А когда в Рыбинск приходили санитарные эшелоны с фронта, доставляли раненых в госпитали. Тяжелых выносили из вагонов на носилках, а затем везли их на повозках. Тяжелых тогда было большинство.
Когда налеты на город прекратились, комсомолок отправили на станцию Лом валить лес. Нина Михайловна и сегодня удивляется, как они, хрупкие девчонки, обрубали от сучьев и таскали метровые в диаметре бревна, которые называли «метровки». Да еще зимой, в сильный мороз. Согревались в избе, где жили все вместе. Уставали жутко, не высыпались.
– Придешь из леса, дадут поесть, не успеешь голову на подушку положить, как уже снова на работу кличут, – вспоминает Нина Михайловна.
Во время войны погиб 15-летний брат Толя. В тот день он поехал к бабушке, которая жила в Некоузе. Вражеские самолеты рвались к станции Волга, чтобы разбомбить железнодорожный мост, но наши зенитчики открыли заградительный огонь. Поэтому бомбы упали на близлежащие объекты и жилые дома. От одной из таких бомб и погиб Толя.
Но это были не все испытания, выпавшие в войну на долю семьи. В 1944 году на 8 лет по знаменитой 58-ой статье посадили мать…
Тогда в Рыбинск привезли эвакуированных с освобожденной Украины. Их поселили по соседству, мать общалась с ними, украинцы рассказывали о том, как жили во время оккупации. Однажды на работе зашел разговор о зверствах фашистов на оккупированных территориях. Тут мать и угораздило сказать, что ее знакомые об особых зверствах и не рассказывали. На нее тут же донесли.
8 лет – «от звонка до звонка» – отсидела женщина. А в это время туберкулезом заболела ее дочь, сестра Нины. Отец один мыкался с дочерьми. Нину, как дочь врага народа, на работу не брали.
В 1947 году Нина вышла замуж за военного, он увез ее в Германию, потом они колесили по всему Союзу. Нина работала в гарнизонах и воинских частях – секретарем, бухгалтером, кадровиком. Затем Нина Михайловна вернулась к матери в Рыбинск, а после ее смерти переехала в Тихменево, где жила сестра, чтобы быть поближе к родным.
Светлана БУДИЛКОВА
№ 4 от 6 февраля 2014 г.