«… КОРОТОК И УСПЕШЕН ПУТЬ ПРИМЕРОВ»
Соревнование педагогических работников Рыбинского района в муниципальном этапе Всероссийского конкурса на звание «Учитель года» и «Воспитатель года» набирает обороты. После самопрезентации, защиты методических разработок, оценки открытых уроков и занятий жюри огласило имена финалистов, которые продолжают борьбу.
Итак, из десяти участниц конкурса в финал вышли: учитель физики Покровской общеобразовательной школы Екатерина Лубенина, учитель английского языка Каменниковской СОШ Татьяна Романова, учитель химии открытой (сменной) общеобразовательной школы Ирина Саматова; среди представительниц дошкольных учреждений – инструктор по физической культуре детского сада поселка Каменники Ирина Зимарева, старший воспитатель дошкольных групп Николо-Кормской школы Анна Сандуляк, учитель-логопед детского сада поселка Ермаково Светлана Батова.
В районной администрации на заседании круглого стола перед объявлением промежуточных итогов состоялся подробный разбор открытых уроков и занятий. Представители оргкомитета и конкурсного жюри не скупились на похвалы, но, вместе с тем, справедливо указывали участникам на допущенные просчеты. А конкурсанткам было к кому прислушаться! Например, учитель английского языка Октябрьской школы Татьяна Денежкина и учитель-логопед начальной школы–детского сада поселка Юбилейный Полина Безрукова в разные годы становились победителями муниципального и призерами регионального этапов конкурса «Учитель года России». Да и другие члены жюри имеют большой стаж участия в конкурсном педагогическом движении.
Как отметила в своем выступлении педагог-психолог открытой (сменной) общеобразовательной школы РМР, руководитель методобъединения Татьяна Иванова:
– В методических работах моих коллег действительно был опробирован конкретный педагогический опыт, подтвержденный результатами диагностики. И это радует. Остановлюсь на рекомендациях, которые, думаю, помогут финалистам в дальнейшем продвижении. К ним относятся критерии обоснования темы, общая формулировка – в дошкольном возрасте это очень важно. И почему предложенная методическая разработка актуальна именно для Каменников, а не для, например, Арефина? К сожалению, сюжетно-ролевая игра исчезает из жизни современного ребенка, а взамен приходит планшет или компьютер. В итоге дети не умеют общаться друг с другом, снижена их двигательная активность. Так что работы конкурсантов-воспитателей по фитнес-технологиям, эмоциональной лексике, экспериментальной деятельности – очень актуальны. Но также важно, чтобы вашей методикой мог легко воспользоваться любой педагог, а при необходимости внедрить это новое и интересное в своем детском саду.
Открытые уроки и занятия, которые конкурсанты проводили на базе школы и детского сада поселка Октябрьский, принесли много положительных эмоций всему составу жюри и непосредственно ребятам. Но вот самим участникам конкурса, как они признаются, во многом мешало волнение… Тем не менее, при подведении итогов прежде всего отмечено соответствие содержания и структуры урока представленному опыту, методическая и психолого-педагогическая компетентность конкурсантов-учителей. Воспитатели же показали лучшую склонность к самоанализу.
– Коллеги, спасибо за доставленное профессиональное удовольствие от увиденных уроков! Вы мне напомнили коробку конфет ассорти с разной начинкой: вы такие непохожие, каждая со своей творческой изюминкой! – взяла слово заместитель председателя жюри конкурса, начальник отдела общего и дошкольного образования Елена Егачева. – Жюри увидело профессионалов, владеющих современными образовательными технологиями. Вы создали удивительно благоприятный климат на уроках. Дети были настолько вам открыты… Кажется, им хотелось продолжения! Но – замечание ко всем педагогам – вам не хватило времени завершить урок правильно, вовремя. И еще – урок в форме чистой лекции учениками уже не воспринимается, насколько бы интересна ни была тема.
«Долог путь поучений, короток и успешен путь примеров». Это знаменитое изречение древнеримского философа, поэта и государственного деятеля Сенеки стало девизом очередного конкурсного дня для финалистов муниципального этапа. Словом, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать! Это были мастер-классы от шестерых финалистов, условно – для молодых неопытных педагогов. Например, Светлана Батова посвятила свой мастер-класс эмоциональной сфере дошкольников, развитию эмоций через мимику и пантомимику. «И, – признается Светлана, – в этом задании Ирина Зимарева и Анна Сандуляк, как ни странно покажется кому-либо, не были мне соперницами, мы работали коллективом, помогая друг-другу. Кстати, для меня весь этот соревновательный период самым сложным оказалось обуздать собственные эмоции…».
Екатерина Лубенина благодарна организаторам за то, что «открытие конкурса состоялось именно в городском музее-заповеднике, где звучала прекрасная музыка, ведь на посещение классических концертов в повседневной жизни у педагогов, увы, нет времени:
– Спасибо жюри за поддержку и доброжелательное отношение на открытых уроках и при защите методических разработок. Отдельное спасибо восьмому классу Октябрьской школы!
В пятницу, 24 января, финалистам предстоит выдержать еще два конкурсных испытания: пресс-конференцию по педагогической проблеме и провести родительское собрание. Совсем скоро мы узнаем имена тех, кто будет представлять Рыбинский район на региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года» и «Воспитатель года».
Надежда КОНЧАЕВА
№ 2 от 23 января 2014 г.