ПО ПУТИ В АРХАНГЕЛЬСК С ОСТАНОВКОЙ В РЫБИНСКЕ
21 января на станции Рыбинск-Пассажирский жителей города и Рыбинского района в течение восьми часов принимал передвижной выставочно-лекционный комплекс компании «Российские железные дороги». Он состоит из двенадцати вагонов, девять из которых – лекторий и выставочные экспозиции, посвященные железным дорогам и партнерам железнодорожников.
Несмотря на январский мороз, к десяти часам утра к музею на колесах пришли самые любознательные – два десятка мальчишек и девчонок с родителями. Чтобы они согрелись, их перво-наперво усадили в удобные мягкие кресла вагона-лектория, предложили полюбоваться интерактивным звездным небом на потолке, на большом жидкокристаллическом мониторе прокрутили познавательный видеоролик.
А затем настало время совершить увлекательное путешествие в прошлое и настоящее российских железных дорог. Для этого нужно было проследовать через автоматически открывающиеся и закрывающиеся двери из одного выставочного вагона в другой.
В конце XIX–начале XX веков начальники железнодорожных станций были похожи на генералов. Кстати, на восковую фигуру железнодорожного начальника в полный рост была надета подлинная форма пошива 1870 года. А вот локомотивы былых времен и высокоскоростные поезда «Сапсан», «Аллегро» и «Ласточка» – сегодняшняя гордость РЖД – представлены в макетах, которые в масштабной точности повторяют оригиналы.
К восторгу детворы высокоскоростной «Сапсан» точно по расписанию прибыл в ультрасовременный железнодорожный терминал Анапы. Его ультрасовременность состоит, в том числе в 560 солнечных батареях — инверторах, расположенных на крыше. Они преобразуют солнечную энергию в электричество, которого достаточно для работы систем освещения и кондиционирования, информационного табло и прочих хозяйственных нужд железнодорожного терминала. Уже сейчас «Сапсаны» и анапский железнодорожный терминал обслуживают организаторов, участников и гостей Олимпийских игр в Сочи.
Передвижной выставочно-лекционным комплекс ОАО «РЖД» курсирует по стальным магистралям России и СНГ с августа 2011 года, и в феврале 2013 года впервые делал остановку в Рыбинске. Мне посчастливилось там побывать, поэтому я мог сравнить, что изменилось в экспозициях.
Миниатюрный автоматизированный космодром «Байконур» я видел в прошлый раз. А вот космонавта в полной экипировке увидел впервые. Равно как и кусок знаменитого «Челябинского метеорита». В числе новинок передвижного музея – аварийно-спасательный скафандр «Сокол-КВ-2», изделие «Казбек-У», комплекс термического обеззараживания старогодних шпал и многое другое.
Новинкой выставочного поезда стала «Интеллектуальная система обеспечения безопасности». Мы заходили в вагон, а в наши лица вглядывался видеоглаз, искусственный интеллект запоминал наши лица и сравнивал их с фотопортретами из базы данных. Если совпадений было много, то компьютер уведомлял об этом оператора. Моя электронная фотография, выложенная на монитор, сравнивалась с фото Владимира Якунина – президента ОАО «Российские железные дороги». Компьютер просканировал мое лицо, сравнил с лицом главного железнодорожника России – и ничего общего не нашел.
Эта система предназначена для распознавания лиц в местах массового скопления людей – метро, вокзалы, аэропорты, стадионы, а также в музейных хранилищах, бизнес-центрах, режимных объектах. Если преступник, террорист и экстремист занесен в базу данных правоохранительных структур, то интеллектуальная система обеспечения безопасности его опознает.
В Рыбинске выставочный поезд сделал однодневную остановку, следующая остановка 22 января была в Ярославле – на станции Ярославль-Главный. Финальным пунктом назначения его движения по Северной железной дороге определен Архангельск.
Александр СЫСОЕВ
№ 2 от 23 января 2014 г.