ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО ЕЕ ЖИЗНИ
Долгожительница из деревни Паздеринское Назаровского сельского поселения Нина Васильевна Шатаева отметила свое 95-летие в кругу семьи – двух любящих дочерей, двух внучек, двух правнуков. Как признается Нина Васильевна, ее года, ее дети и внуки – это и есть главное богатство…
– За очень многое в моей жизни я благодарна маме, – со слезами на глазах говорит ее 68-летняя дочь Людмила Васильевна. – Мама в трудные послевоенные годы в одиночку подняла нас с сестрой, воспитала, да и потом, когда мы стали уже взрослыми, не раз в трудные минуты приходила на помощь.
До 1917 года бабушка и дед Нины Васильевны были зажиточными, имели большое хозяйство, даже гостевой дом в Рыбинске на Крестовой. Мама Нины вышла замуж еще до революции. А в 1918 году в той же деревне Паздеринское родилась и она. За душой у ее отца Василия не было ни гроша, зато имелись организаторские способности, за что новая власть и назначила его председателем волостного Совета. Зная о намерениях советской власти, Василий предупредил состоятельных родственников о грядущих раскулачиваниях. Мол, не только с добром расстанетесь, но еще и в ссылку угодите. Те послушались, ликвидировали все хозяйство и переехали в Рыбинск, а родители Нины так и остались в Паздеринском.
Нина закончила семилетку в Песоченской школе, затем поступила в ФЗУ при фарфоровом заводе, после чего стала работать живописцем в художественной лаборатории. Когда началась война, почти всех парней и мужчин с завода призвали на фронт. А к осени дошла очередь и до крепких заводских девчонок. Их собрали и повезли на поезде под Ленинград рыть окопы. Сначала работали на станции Тихвин, но немцы подходили ближе, на станцию по ночам налетали немецкие самолеты. Песоченских девчонок тогда спасло то, что до предполагаемого места назначения ближе к Ленинграду доехать так и не успели, ведь в сентябре сомкнулось кольцо блокады. Домой пришлось возвращаться пешком и на попутках.
А дома, в Рыбинске, в связи с участившимися налетами вражеской авиации на водную спасательную станцию требовались работники различных специальностей. Нина устроилась лодочником-спасателем и проработала всю войну. Она стала свидетелем и участником легендарной трагедии – гибели парохода «Контролер». Это произошло 11 марта 1943 года, Нина как раз была на дежурстве.
С левого берега на правый ходил паром. Жители Заволжья добирались на нем на работу. В этот день в 7 утра «Контролер» пришел раньше парома – он привез рабочих с ночной смены. После высадки ожидавшие на берегу люди устремились на судно в надежде приехать на работу пораньше – за опоздание в войну наказывали строго. «Контролер» вмещал 100 человек, но набилось в него в два раза больше. Чтобы остановить людской поток, капитан дал команду отдать швартовы. Он не рассчитал, что судно потеряет равновесие…
Спасатели с берега сразу увидели, что пароход тонет. Нина прыгнула в лодку и погребла к барахтающимся в воде людям. Кидала спасательный круг, канат, сама вытаскивала людей, у которых уже не было сил держаться. Она сделала несколько ходок до берега, а когда все стихло, даже не могла вспомнить, скольких человек спасла. Температура воздуха в тот день была 9 градусов мороза, по Волге плыли льдины. В той трагедии погибли 98 человек – многие остались заблокированными в помещениях судна.
С мужем Нина познакомилась во время войны на спасательной станции. Василия демобилизовали с фронта по ранению, в результате которого он стал инвалидом. В 1945 году родилась дочь Людмила, за ней – Татьяна. Нина вернулась на фарфоровый завод, Василий переехал в Паздеринское, работал в совхозе извозчиком, но его тянуло в город. Он перешел на «Волгострой», во время работы простудился, тяжело заболел и умер.
– Я отца почти не помню, – рассказывает Людмила Васильевна. – Мама у нас была единственной, кто приносил в семью деньги. На ее плечах лежала забота и о нас с сестрой, и о бабушке, потерявшей на войне сына, и о скотине, и об огороде. Мы, конечно, помогали, как могли.
Людмила рассказывает, как благодаря помощи мамы получила жилье в городе. После отработки по распределению в Саратове она вернулась в родной дом. В Саратове Людмила успела выйти замуж и развестись, на руках была маленькая дочь. Когда в Шашкове строился овцекомплекс, устроилась туда на работу маляром-штукатуром. А головное предприятие Сельхозстроя было в Рыбинске – эта организация строила по всему району. Людмиле нужно было либо ездить по району, что невозможно с ребенком, либо увольняться и остаться без жилья, очередь на которое уже подходила. Тогда Нина Васильевна взяла на себя заботу о воспитании маленькой внучки, а дочь получила возможность работать дальше и получить жилье.
Выйдя на пенсию, Людмила Васильевна не оставила маму – приехала к ней в Паздеринское. А недавно мама и дочь переехали в городскую квартиру – трудно стало управляться по хозяйству. Бабушку и прабабушку навещают внуки, правнуки. Людмила Васильевна считает, что живет так долго благодаря их заботе.
Светлана БУДИЛКОВА
№ 46 (359) / 28 ноября 2013 г.