Погода

ТАНКЕР НЕ ВПИСАЛСЯ В ПОВОРОТ…

Только на третий день, 25 июля, после того, как стало известно о происшествии на акватории Рыбинского водохранилища, пресс-служба ГУ МЧС России по Ярославской области сообщила, что в 5 часов 22 минуты танкер «Волгонефть-120» снят с мели и своим ходом проследовал в Переборы для технического освидетельствования речным регистром.

Опытные судоводители рассказывают немало историй о том, что Рыбинское водохранилище не случайно в народе называют морем. Первопричина, конечно же, в огромных размерах. Когда удаляющийся берег теряется из виду и впереди и по сторонам окружает только вода, то сравнение с морем напрашивается само собой. Но еще этот крупнейший в Европе рукотворный водоем отличается крутым нравом, не терпящим безответственности и невнимательности. Немало рыбацких лодок и небольших катеров терпели бедствие, когда разыгрывался шторм и одна за другой беспощадно хлестали волны с пенными гребнями. Это нередко приводило к трагедиям.
О том, что Рыбинское море шутить не любит, многие убедились осенью 2009 года. Тогда волна высотой до двух метров накрыла сухогруз «ГТ-18», и он пошел ко дну. Из Череповца в Балахну судно перевозило около семисот тонн леса. К счастью, экипаж из семи человек сумел воспользоваться спасательным средством. Сухогруз, по словам капитана, был заправлен семью тоннами солярки. Утечка могла привести к экологической катастрофе. В течение месяца длились работы по поднятию затонувшего судна.
В сентябре 2012 года в районе деревни Крутец Покровского поселения сел на мель круизный лайнер «Михаил Фрунзе», перевозящий свыше полутора сотен пассажиров, в том числе, иностранцев. Он шел из Санкт-Петербурга в Углич. К счастью, никто не пострадал, и помощь спасателей не потребовалась. Но тогда на случай обострения ситуации реально прорабатывался вопрос по снятию пассажиров с судна и эвакуации в санаторий имени Воровского.
Об очередном аналогичном происшествии на акватории Рыбинского водохранилища стало известно 23 июля нынешнего года. На судовом ходу в районе буя №7, недалеко от полуострова Каменники, сел на мель танкер «Волгонефть-120». В экипаже – 14 человек. Порт приписки – Астрахань. Его владельцем является ООО «Петротанкер» (г. Санкт-Петербург). Танкер направлялся из Кстова (Нижегородская область) в Санкт-Петербург с 4538 тоннами топочного мазута на борту.
В район буя №7 танкер вошел около семи часов утра. Погода в тот день была не из лучших. Сильный туман создавал серьезные помехи для судоходства. Как предполагается, именно это обстоятельство стало причиной того, что вахтенный не заметил навигационный знак и своевременно не выполнил поворот влево, а продолжил движение прямо по курсу. Команда «Лево на борт» последовала позже, когда буй был уже позади примерно метров на двести.
– Сообщение о происшествии на пульт единой дежурной диспетчерской службы администрации Рыбинского района поступило в 11 часов 30 минут, – рассказывает начальник отдела по мобилизационной работе, ГО и ЧС администрации РМР, заместитель председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности района Эдуард Каменко. – То есть о случившемся стало известно с большим опозданием. Объяснить это можно тем, что экипаж предпринимал попытки самостоятельно снять судно с мели. Сначала они выяснили, что танкер застрял на мели носовой частью, вдавившись корпусом в грунт. Раскачивая кормовую часть то в одну, то в другую сторону и дав «Полный назад», они надеялись высвободить корпус и продолжить движение. Однако ситуация оказалась еще более сложной: танкер зацепил грунт и кормовой частью, полностью лишившись шансов самостоятельно выбраться из плена.
Сразу же после того, как поступило сообщение о происшествии, были предприняты меры по оказанию помощи терпящему бедствие судну. В организации мероприятий по снятию судна с мели приняли участие отдел по мобилизационной работе, ГО и ЧС администрации Рыбинского района, оперативная группа главного управления МЧС по Ярославской области, Рыбинское подразделение ГИМС, второй отряд федеральной противопожарной службы. Позже подключились надзорные органы по речному судоходству (УГРН Ространснадзора). В группировку сил и средств по снятию судна с мели вошли также представители поисково-спасательного отряда ГО и ЧС Рыбинска.
Прежде всего, был проведен мониторинг прилегающей акватории водохранилища на возможность разлива нефтепродуктов, так как количество топочного мазута в танкере было очень большим. Повреждение корпуса могло стать причиной серьезной экологической катастрофы, что, безусловно, означало бы возникновение чрезвычайной ситуации регионального значения, а возможно и межрегионального.
Подразделение ГИМС взяло на себя обязанность по контролю над ситуацией судоходства и предотвращению возможных столкновений, так как в районе происшествия оно является одним из самых оживленных на водохранилище.
По видеоселектору через Интернет была налажена связь со штабом МЧС в Москве и с главным управлением МЧС по Ярославской области. На тот момент исполняющий обязанности председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Эдуард Каменко доложил о сложившейся ситуации и возможных путях решения вопроса.
Вначале снятие танкера с мели проводилось при помощи буксира «Шторм» мощностью 680 лошадиных сил. Его усилий оказалось недостаточно. Положительных результатов они не дали. После была предпринята попытка сдернуть танкер с мели с помощью речного толкача «Норд Вест». Буксировочный трос не выдержал напряжения и лопнул.
Далее рассматривались два возможных варианта снятия судна с мели. Первый – все-таки сдернуть его при помощи буксира. Второй, если сдернуть не получится и возникнет опасность разлива нефтепродуктов из-за поврежденного корпуса, – уменьшить давление на грунт и сцепление с ним за счет перекачки части мазута в порожнее судно.
Межведомственная комиссия, в состав которой вошли заместитель начальника Рыбинского линейного отдела Центрального УГРН Ространснадзора Н. Седов, главный государственный инспектор Ространснадзора А. Павлюченков, начальник ФГКУ «ОФПС-2 по ЯО»
В. Курников, начальник Рыбинского подразделения ГИМС ГУ МЧС России по ЯО В. Помещиков и начальник отдела по мобилизационной работе, ГО и ЧС администрации Рыбинского района Э. Каменко, оценив обстановку, составила протокол. С его содержанием были ознакомлены капитан судна, судовладелец и руководство управления МЧС по Ярославской области. Был предусмотрен риск возможного разлива нефтепродуктов и наличие необходимого количества боновых заграждений. Часть заграждений находилась на танкере. Часть предоставило управление ГО и ЧС города Рыбинска. Из Ярославля к месту происшествия выдвинулась автоколонна поисково-спасательного отряда города Ярославля тоже с боновыми заграждениям. К счастью, применять их не пришлось.
24 июля около трех часов дня из Ярославля к месту происшествия вышел более мощный буксир, чем два предыдущих. Мощность его двигательных установок 2400 лошадиных сил. Он прибыл в Рыбинск, когда уже начало темнеть. Поэтому все работы решено было отложить до утра. На следующий день, только начало светать, спасательная операция возобновились, и мощный буксир смог снять танкер с мели без каких-либо последствий повреждения корпуса и разлива нефтепродуктов.
В тот же день танкер «Волгонефть-120» продолжил движение курсом на Санкт-Петербург.

Николай КОЧКИН

(Газета «Новая жизнь» №26 от 1.08.13)


Архив номеров

Смотреть остальные выпуски >>>


Адрес редакции газеты:
152903, Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Кирова, 4, кв. 1
Тел.: 8(4855)25-32-57, 8-901-199-6257
mail: dompechati@mail.ru

Фото