Погода

«МЫ НЕ СТАРЫЕ, МЫ ПРОСТО ДОЛГО ЖИВЕМ»

По дороге в поселок Искра Октября водитель делился разными новостями, которые, как нередко бывает, не отличишь от слухов:
– Не знаю, правда или нет, а говорят, что какой-то общественный деятель из Воронежа решил позаботиться о нравственности россиян. Он планирует внести в Госдуму через комитет по вопросам семьи, женщин и детей законопроект о запрете жениться и выходить замуж более трех раз. Глупость, конечно… Запрещай не запрещай, а все от человека зависит. Кто-то может находиться в вечном поиске спутника жизни. А кому-то и одного раза достаточно, чтобы не ошибиться в выборе.
Тема семьи, любви и верности была затронута не случайно. Считанные дни оставались до Всероссийского праздника, который в стране отмечается пятый год, а появился благодаря жившим в тринадцатом веке муромскому князю Петру и его жене Февронии.
Кроме того, в Искру Октября я ехал, чтобы встретиться там с Анатолием Алексеевичем и Антониной Михайловной Молодцовыми. 4 июля исполнилось 60 лет их совместной жизни. По рекомендации администрации сельского поселения в честь Дня семьи, любви и верности Молодцовы представлены к награждению медалью «За любовь и верность». Напомним, что этой общественной награды удостаиваются супруги, заключившие свой брак не менее 25 лет назад, получившие известность среди сограждан крепостью семейных устоев и воспитавшие детей достойными членами общества.

Дома застали одну Антонину Михайловну. Дверь открыла, не скажешь, что пожилая женщина. Добрая и светлая улыбка, легкий загар на лице, уверенность в движениях заставляли думать, что перед вами не разменявшая восьмой десяток лет, а еще совсем молодая пенсионерка.
– А где же Анатолий Алексеевич?
– На даче он. Пойдемте, провожу.
Узнав, что надо будет сфотографироваться для газеты «Новая жизнь», Антонина Михайловна суетливо покрутилась перед зеркалом и достала из шкафа почти неношеную рубашку для мужа:
– Он ведь на даче без дела не сидит, потому и одевается соответственно, надо его принарядить для фотографии, – объяснила она.
Антонина Михайловна шла впереди по извилистой тропинке. В ее спешной и легкой походке не чувствовалось и намека на возраст и на то, что довелось пережить.
До того момента, когда открылась калитка, за которой взору предстали аккуратные грядки с различной огородной растительностью, Антонина Михайловна успела многое рассказать о себе и своем муже.
– Я жила в Ивановском, а он – в Большом Кстове. В годы войны я была еще ребенком. Тогда подросткам в сельской местности выпала нелегкая доля. Приходилось работать наравне со взрослыми, недосыпая и недоедая, в жару и холод. Ходили на прополку в поле, капусту возили в город. А мне приходилось и на молотилке работать. В общем, мы, деревенские девки, ко всему приучены: и печки топили, и хлебы пекли, и коров доили… В деревнях все такие, все работящие и всё умеют делать. Но в войну было страшно. Один раз, помню, немецкие самолеты нашу бумажную фабрику бомбили. Так я убежала в закоулок, сидела и сильно плакала от страха.
После училась в дошкольном техникуме, хотела стать воспитателем. Но не получилось. Видимо не очень сильно хотелось. А папа у нас работал на фабрике. Он был хороший работник и уважаемый человек. И предложил мне устроиться на фабрику. Я согласилась. Так с 1 августа 1946 года стала, как говорят, девчоночка фабричная. Работала по сменам в отделе технического контроля.
Анатолий пришел работать на фабрику позже. Он учился в ремесленном, а потом немножко поработал на заводе в Рыбинске. На его долю тоже выпало немало трудностей. Ведь раньше-то автобусы не ездили, и он из Большого Кстова в снег и в дождь пешком ходил на работу.
– А как вы познакомились? Он, наверное, первый подошел к вам?

– Конечно. Неужели я? Девица и есть девица. А было так. Он на заводе работал, и сестра моя на заводе работала. Так они на пару ходили пешком. Вот Ольга и сказала ему, что у нее сестра есть.
– То есть, сначала он с сестрой
ходил?
– Да. А потом решил: «Надо посмотреть, что у нее за сестра». Беседы тогда были в деревнях по всей округе. Все собираются, гармониста нанимают… Весело было раньше! Вот на одной такой беседе и встретились. Раз поговорили, второй… Так и полюбились.
– А каким было ухаживание? Цветы, наверное, дарил?
– Да какие цветы! – машет она рукой. – До цветов ли было в то время. Ну, проводит с беседы до дома, посидим с часик, поговорим и расходимся – он домой и я домой. Вот и вся любовь. И свадьба была, что ни на есть самая обычная. Дом у нас в Ивановском был небольшой. Поэтому гостей много не созывали. Словом, ничего особенного. Как у всех, так и у нас. Вот так и прожили 60 годов.
– В дружбе и согласии?..
– За эти 60 лет всякое у нас было в отношениях. Бывало, и ссорились. У Толи характер вспыльчивый. А у меня – отходчивый. И еще он, можно сказать, на все руки мастер. Ну, бывало, подуемся друг на друга. А потом думаю: «И чего мне на него сердиться: мужик он хороший, все делает у меня, другой раз и пожалеет, помогает во всем». Сейчас на даче у него много работы. Была у нас банька, такая невзрачная. Сломали ее, и он начал строить новую. Теперь уже построил. Только печки еще пока нет. У нас большой огород. Теплица есть. Он сам сделал. Помидоры там уже большие. А вечером у нас поливка. Ведра в руки – и таскаем воду из ручья, что рядом течет.
– Сами справляетесь?
– Справляемся. Я всегда говорю так: мы не старые, мы просто долго живем. Ну, конечно, и молодежь нас не забывает. Дочь Елена часто навещает. Она окончила педагогический институт в Ярославле и работала в Покровской школе преподавателем русского языка и литературы. Сейчас на пенсии. Еще есть зять Владимир и любимая внучка Оленька. Семья у нас дружная. Хорошие отношения поддерживаем со всеми родственниками, в числе которых и старший брат Анатолия Николай. Он – ветеран войны, удостоенный правительственных наград, был участником боев под Сталинградом. Еще у них есть брат Володя.

Антонина Михайловна, наверное, еще долго могла бы рассказывать о своих родных и близких. Но целью нашего сравнительно небольшого путешествия по околицам поселка Искра Октября была их дача. Поэтому по мере приближения речь шла больше о том, что ее окружает и что на ней находится и растет.
– Сейчас у нас главная забота – дача. Он с утра уходит, как на работу, – говорит она о муже.
Каким же было удивление, когда на даче Анатолия Алексеевича мы не застали…
– Куда ушел? – взволновано сама себя спрашивала Антонина Михайловна и приговаривала:
– Ой, Толька!.. Ну, Толька…
Провокационное предположение о возможной отлучке для свидания с женщиной она, конечно же, встретила с улыбкой и в расчет брать не стала.
– Нет, он не такой. Никуда без дела-то не уйдет.
И действительно, через некоторое время бодрый и улыбающийся хозяин появился, сбросив у входа чем-то наполненный мешок.
Приветствия, знакомство и объяснения по поводу появления на его территории новых людей заняли считанные минуты. Требование супруги умыться и надеть новую рубашку исполнил без возражений, при этом деловито рассказывал о выполненной работе и о том, что еще наметил на сегодня.
– Такой вот он – всегда в работе, в движении. Другой раз отдыхает и говорит: «Я устал, лучше бы работал», – хвалит мужа Антонина Михайловна.
На просьбу поделиться секретами многолетней счастливой семейной жизни оба ненадолго задумываются и отвечают:
– Просто надо любить и уважать друг друга.

Николай КОЧКИН

(Газета «Новая жизнь» №25 от 4.07.13)


Архив номеров

Смотреть остальные выпуски >>>


Адрес редакции газеты:
152903, Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Кирова, 4, кв. 1
Тел.: 8(4855)25-32-57, 8-901-199-6257
mail: dompechati@mail.ru

Фото