Песочное. Чаепитие по-кузнецовски
17 октября в Песоченском культурно-досуговом комплексе собрались гости краеведческого музея «Фарфоровая мозаика» и, «забывая бег минут», по старинной русской традиции пили чай с баранками и колотым сахаром.
Самовар, как бас из хора,
Напевает в вашу честь.
Даже чашка из фарфора
У меня, представьте, есть…
(Булат Окуджава)
Событие, которое было организовано экскурсоводом музея Еленой Разиной, посвящалось 140-летию Первомайского фарфорового завода, который в свое время стал продолжателем дела фарфорозаводчика Матвея Сидоровича Кузнецова.
У входа в чайный зал песоченцев встречали женщины в костюмах девятнадцатого века. Живая картинка того времени приблизила давно ушедшую эпоху и стала эпиграфом к последующему действу.
Вечер был наполнен воспоминаниями о работе фабрики, о его хозяине и о прекрасной фарфоровой музыке изделий, которые украшали пространство жителей России и заграницы.
Участников этих тематических посиделок Елена Павловна провела по прекрасным историческим лабиринтам фарфоровой сказки. Оживали страницы истории, которые листались, следуя за рассказом.
Присутствующие узнали, как Матвей Сидорович превратил семейное дело средних масштабов в грандиозную «фарфоровую империю», сделавшую фамилию Кузнецовых синонимом высочайшего качества посуды.
Кузнецовы в разные годы приобрели несколько фарфоровых предприятий. Одним из последних приращений стала в 1894 году и фабрика в деревне Песочное Ярославской губернии Романово-Борисоглебского уезда. Она стала называться «Рыбинская фарфоровая фабрика», потому что находилась недалеко от города и все финансовые и хозяйственные операции, связанные с реализацией фарфора, проходили именно в нем.
Разнообразную продукцию выпускали на кузнецовских фабриках, но даже присутствующие на мероприятии бывшие работники уже современного Первомайского фарфорового завода не знали всего ассортимента форм и чайных пар – аппетитные, полуаппетитные, чайные, корабельные…
Удивляли и названия: для усов, граненая на ножке, парижская, саксонская, кружевом, бадейкой, горшком, желудем, тюльпаном, яйцом, Моцарта, мятая, шаром-винтом и другие.
Существовали секреты заварки чая с его многочисленными сортами. А во время чаепития носик пузатого самовара обязательно был повернут к хозяйке, чтобы под присмотром хранительницы очага всем стало уютно и тепло.
Хозяйка песоченского чайного застолья познакомила гостей с интересными фактами о чине чаепития на Московии, где и проживал клан Кузнецовых. Ярко и образно поведала Елена Разина о традициях и обычаях чаепития в столице.
Существовало выражение «повальное московское чаепитие». Писатель XIX века Николай Поляков утверждал, что нет на земном шаре подобного города, в котором чай играл бы такую важную роль – как в Москве.
Неспешно продолжались песоченские чайные посиделки. Сопровождали экскурс в историю фарфорового дела в России альбомы со старыми фотографиями песоченских мастеров, пейзажей и изделий, любовно собранными краеведами поселка.
Вот старый завод, пристань, как связующее с миром звено, баржи, на которых отправляли посуду заказчикам, женщины-живописцы за работой, фотографии чайных пар, сервизов – прекрасные творения рук человеческих.
В своем рассказе Елена Павловна подчеркнула, что чаепитие не являлось простым утолением жажды, а являло собой особый ритуал, наполненный философским смыслом, который для московского быта был магически священным.
«Чай москвичи пили утром, в обед и вечером и – обязательно – в четыре часа. В это время в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры был полны, и жизнь на время замирала. Пили его, когда взгрустнется, пили от нечего делать, и просто так. Пили, с молоком, вареньем, а главное – с удовольствием. Причем любили чай крепкий, настоянный и горячий, чтобы губы жгло, терпеть не могли пить его из чайника». Именно так описывал чаепитие писатель Александр Вьюрков.
Тем временем помощницы разливали гостям чай, угощали сладостями, и текла, как этот теплый осенний день, беседа. Валентина Бакланова работала на Первомайском фарфоровом заводе в комплектно-упаковочном цехе, где сосредоточивалась готовая продукция. Она вплела в беседу свои воспоминания, прозвучавшие грустной ностальгической ноткой.
Вместе со своими товарками по заводу Еленой Зыковой, Татьяной Ильиной, Татьяной Лебедевой и другими фарфористками, они вспоминали, что ассортимент изделий был очень большой. От восточных наборов, сияющих яркими цветами, до уютных чайных пар с почти прозрачными стенками и роскошных праздничных сервизов на двенадцать персон.
Хотелось каждое фарфровое чудо подержать в руках, прежде чем оно отправится в путь, чтобы история, родившаяся в среде русских «чаевников» и «чаехлебов», никогда не кончалась.
В унисон уютной житейской теме звучали в исполнении присутствующих на этом празднике чая романсы «Белой акации гроздья душистые», «В лунном сиянии» и другие произведения, у которых нет привязки ко времени.
Казалось, что за стенами зала раздается плеск вечной Волги и бесшумные шаги кузнецовских сподвижников, творивших со своим предприимчивым великим Матвеем Сидоровичем фарфоровую сказку. И эта сказка будет жить вечно – в том числе, и в Песочном.
Свидетельством тому – огромный краеведческий материал и музей с бережно хранимыми «осколками» давно ушедших времен. А песоченцы в своих домах по-прежнему на праздники пьют чай из самоваров, переворачивая чашку вверх дном. Затем кладут на нее кусочек сахара, обозначив тем самым, что чаепитие закончено.
Замечательным подарком для музея стало блюдце с подлинным клеймом кузнецовского фарфора, которое вручила Елене Разиной жительница поселка Галина Басова.
Хороший получился вечер, каждый ощутил себя частицей истории, когда чай был предметом не только вкусного ритуала, но и местом для мирной беседы о жизни, любви и судьбе. А еще это был настрой на будущую жизнь.
Эльвира КОРАБЛЕВА