МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ПОДДЕРЖАТЬ СЕМЬЮ СООБЩА И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО
Понятие «неблагополучная семья» не содержит в себе конкретики, а в обобщенном смысле касается разных сторон жизни: материальной, педагогической, социальной, правовой, медицинской, психологической. Но в каждом отдельном случае есть основания говорить, что люди оказались в непростой жизненной ситуации. Смогут ли они выкарабкаться из нее самостоятельно? Хорошо, если смогут. А если, нет? В таком случае на помощь приходит координационный совет, действующий в рамках межведомственного взаимодействия. Об организации работы в Рыбинском районе по оказанию помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, наш корреспондент попросил рассказать первого заместителя главы администрации Татьяну Смирнову.
–Татьяна Александровна, межведомственному взаимодействию сегодня придается большое значение. А какова его роль именно в работе с семьями?
– В социальной сфере и любой другой деятельности на той или иной территории важным является то, насколько благополучно и хорошо живут люди. В последнее время много внимания уделяется именно семьям с детьми, потому что это та категория, от которой на самом деле зависит благополучие отдельно взятого населенного пункта, района. И очень важно, что на федеральном, региональном и местном уровнях достаточно принимается мер по социальной поддержке разных категорий семей. Причем по различным направлениям: материальная помощь, трудоустройство, особые меры поддержки в сфере образования и прочее. Несколько лет назад в нашей администрации начало действовать координационное совещание по работе с семьями, включившее в свой состав представителей разных служб и ведомств, которые имеют возможность оказать помощь семье имеющей детей, по первым же признакам неблагополучия.
– Но ведь внимание трудным семьям уделялось всегда. Почему возникла необходимость в координационном совещательном органе?
– Да, внимание уделялось всегда. Но чаще всего без согласованности действий. Например, сфера образования занималась своими вопросами. Органы социальной поддержки – своими. Центр занятости населения выполнял свою работу. Социальные центры, такие как «Наставник», имеют свои задачи и функции. Получалось, что работа проводилась узконаправленно и была не столь эффективной, так как каждое ведомство и каждая структура оказывали помощь в пределах своих полномочий. Наверное, это было одной из причин того, что большая часть семей начинала просто привыкать к существовавшему порядку вещей и практически отказывалась от каких-то усилий проявить волю и самостоятельно справиться со своими невзгодами.
Поэтому мы создали координационное совещание постоянно действующим. Ежемесячно рассматривали материалы по всем видам поступающих сигналов о тех или иных видах проявления неблагополучия в семьях. Самый главный источник этой информации – общественные комиссии по делам несовершеннолетних, которые работают в поселениях. Эта информация поступает в отдел по делам несовершеннолетних и уж потом – на рассмотрение координационного совещания. Если в семье лишились работы родители – то предпринимались меры по их трудоустройству с привлечением возможностей Центра занятости населения. Если существуют проблемы с оплатой за дошкольников, посещающих детские учреждения, то через управление социальной поддержки рассматривается возможность оказания этой семье материальной помощи. Образовательное учреждение может содействовать в организации дополнительного питания для ребенка в школе. Предусматривается помощь социальных педагогов и психологическая. В крайних случаях, специалисты опеки рассматривают вопрос о возможности ограничения в родительских правах.
– При всем том, важно еще и желание самих членов семьи справиться с трудностями…
– Действительно, бывали случаи, когда и форм, и видов помощи много, а результата нет. Когда начинали разбираться, выяснялось, что нет желания в семье исправить у себя ситуацию. Поэтому роль психологов и социальных педагогов при работе в семье должна быть нацелена на то, чтобы побудить членов семей бороться за свое благополучие. То есть предпринимаются меры, чтобы семья тоже брала на себя обязательства приложить максимум усилий со своей стороны.
– Насколько известно, координационное совещание, о котором вы говорите, в соответствии с положением, утвержденным губернатором области, преобразовано в координационный совет. Что изменилось?
– Да, в этом году у нас функционирует координационный совет. Состав практически не изменился. В него входят представители всех тех сфер, которые могут оказать семье помощь. Но несколько изменен порядок работы. Конкретизированы некоторые моменты деятельности, исходя из опыта, который был получен за прошедшие годы координационных совещаний. Сейчас любой человек, имеющий сведения о признаках неблагополучия в семье или просто знающий, что такой-то семье необходима поддержка, должен подать извещение, заполненное по определенной форме в уполномоченный орган, которым у нас определен отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав. В трехдневный срок комиссия проверяет факты и на очередном заседании координационного совета материалы рассматриваются. Определяется степень и причины неблагополучия, а также то, какие виды государственной поддержки требуются. Назначаем ответственных за исполнение плана реабилитации, который утверждается координационным советом.
–Что вы можете сказать о имеющихся результатах работы?
– Они показывают, что направление выбрано правильное. Система межведомственного взаимодействия действует. На протяжении трех минувших лет увеличивается число семей, которых мы снимаем с контроля в связи с улучшение ситуации. В 2010 году было снято лишь две семьи. В 2011-м таких семей было уже двенадцать. За прошлый год мы проводили работу с 64 семьями, и 22 семьи были сняты с контроля. Это означает, что в данных семьях проблемы, толкавшие на путь неблагополучия, сняты. Это результат взаимодействия всех, кто может оказать помощь и поддержку семье целенаправленно и сообща.
Беседовал
Николай КОЧКИН
(Газета «Новая жизнь» №10 от 14.03.13)