Фарфоровая мозаика судьбы
В последние дни минувшего года свой 90-летний юбилей отметила жительница Песочного Тамара Николаевна Карамышева. Женщина в поселке весьма уважаемая, готовая прийти на помощь ближнему, с обостренным чувством справедливости, не изменяющая своим принципам и своему видению мира, который она до сих пор стремится изменить к лучшему.
Большая часть ее долгой жизни связана с родным поселком и Первомайским фарфоровым заводом, которому отдала более сорока активных трудовых лет. И до сих пор все технологические процессы фарфорового производства Тамара Николаевна помнит в совершенстве.
Наша героиня – Ветеран труда Российской Федерации, ее имя занесено в Книгу Почета ПФЗ, а многочисленные грамоты и благодарности в трудовой книжке подтверждают профессионализм.
Тамару Николаевну любят односельчане и за сильный певческий голос – 60 лет поет она в местном хоре «Волжские напевы», радуя всех. А еще – это женщина, наделенная удивительной памятью. Имена людей, даты, факты, свое отношение к тем давним событиям не спеша повествует – как будто складывает из кусочков белоснежной фарфоровой мозаики удивительную картину жизни.
Тамара родилась в семье Николая Васильевича и Анны Михайловны Макаровых. Ее родина – деревня Банево Мологского района. Отец работал главным инженером на разных стройках первых пятилеток.
Так случилось, что очередным местом его работы стало строительство ткацкой фабрики имени Розы Люксембург в Москве. Свою любовь и будущую спутницу жизни Анечку Коленову Николай встретил именно в Москве – ее вместе с другими девчатами направили на этот объект помогать строителям. На стройке и высмотрел молодой инженер красивую мологжанку, они понравились друг другу и вскорости поженились.
Молодые поселились в служебной квартире на Екатерининской улице и продолжали работать на стройке. В 1930 году у Макаровых появился первенец Коленька. К тому времени ткацкая фабрика была построена, и Анна Михайловна вслед за мужем поехала на другую стройку.
Так и ездила она за мужем, пока в семье один за другим не родились еще трое деток, и многодетной маме пришлось вернуться в Банево. Николай Васильевич обеспечивал семью всем необходимым и при любой возможности приезжал.
Тридцатые годы ознаменовались в стране подготовкой к реализации проекта строительства рукотворного Рыбинского моря. Родители Анны переехали в деревню Шашково Рыбинского района. Макаровы же оставались в Банево до тех пор, пока вода нового моря не стала плескаться у порога. Дело в том, что они не были прописаны в этой деревне, поэтому помощи в переезде им оказать не спешили. Эвакуация из затопляемой зоны завершалась.
К тому времени и отец пропал без вести на очередной стройке, помочь с переездом женщине с детьми было некому. Тамара Николаевна вспоминает, что, видимо, под конец кто-то сжалился над ними, посадили маму с детками в телегу, запряженную лошадью, и привезли в Рыбинск. Как потом оказалось – на Мытный рынок.
Пришлось ехать в Шашково к бабушке Насте и деду Михаилу. Дом четыре окна налицо был невелик, там жил еще и дядя Анатолий с семьей. Разместиться негде, до самых холодов спали на повети.
Супруга продолжала разыскивать Николая Васильевича, писала письма, но поиск результатов не дал. Так и пропал отец на своей последней бакинской стройке.
В Шашкове, как и положено, все дети учились сначала в Воздвиженской начальной школе, а потом уже и в Песоченской средней, что на другом берегу Волги. В 1949 году Тамара закончила в Песочном семилетку и сразу поступила в ремесленное училище, его закончила в 1951 году. Потом была десятилетка Песоченской вечерне-сменой школы и заочное отделение Гжельского силикатно-керамического техникума.
Юбилярша говорит, что одно дело – получить образование, а другое – применить знания на практике. В формовочном цехе, где после училища трудилась девушка приставщицей-отделочницей чайника, работали 12 девочек и 13 мальчиков. Они учились формовать, оправлять, отделывать чайник и лить к нему носики и ручки. Эти приставные изделия затем крепили на чайнике на специальный состав.
Рядом с молодежью всегда были мастера, которые направляли, подсказывали, советовали. По окончанию производственной практики сформировалась бригада формовщиц, которой и руководила Тамара. В памяти нашей героини всплывают лица товарок: Нина Колесова, Галя Прокопец, Люся Яковлева и Люда Скворцова, которые остались в том далеком-далеке родной семьей.
Следующая ступень роста Тамары – после окончания техникума переход в Центральную заводскую лабораторию под начало удивительной женщины, замечательного специалиста Елены Яковлевны Труш.
Образование, полученное Тамарой Николаевной, ее деловые качества, пытливый ум, желание во всем дойти до самой сути, были замечены руководством завода. Ее назначили мастером массозаготовительного цеха.
В цехе трудились одни мужчины, потому что работа была физически очень непростой. Молодой специалист смогла завоевать их доверие, расположить к себе, и цех сразу вышел в передовые. И вновь возникают имена профессионалов фарфорового ремесла, которые направляли и поддерживали Тамару.
Начальник массозаготовительного цеха Леонтий Ефимович Станкевич наставлял молодого мастера: «Николаевна, сначала помолчи, подумай, а потом говори». Потом Тамара Николаевна сменила его на этой должности.
Вскоре картина ее судьбы засияла новыми белоснежными фарфоровыми пазами. Тамару Николаевну, как высококлассного специалиста, заметили в Министерстве легкой промышленности и направили в Казахстан – на вновь построенный Капчагайский фарфоровый завод запускать новое производство.
Там Карамышева была инициатором и автором рецептов фарфоровой массы и глазури для производства и 29 декабря 1975 года пустила первый капчагайский фарфор, за что была отмечена руководством республики. После этого Тамару приглашали сотрудником в Ленинградский научно-исследовательский институт и даже обещали выделить квартиру. Но она осталась в Капчагае по контракту на четыре года – нужно было следить за производством.
Впечатления от Казахстана остались яркие. Казахи, немцы, уйгуры, украинцы, татары и русские жили и трудились одной семьей. Город расцветал. И никак не хотело отпускать царицу фарфорового производства Тамару руководство не только завода, но и города. Но пришлось уехать домой, нужен был присмотр за старенькой мамой.
Профессии осталась верна, да и руководство Первомайского фарфорового завода отнеслось доброжелательно к женщине, которая подставила плечо дружественной республике в момент становлении новой отрасли.
С 1979 по 1988 год на родном заводе занимала, как говорит именинница, разные должности. Перед уходом на заслуженный отдых выполняла очень важную миссию. Под ее руководством песоченские школьники еще во время учебы осваивали заводские профессии. Кроме того, Тамара Николаевна держала в полном порядке военно-учетный стол.
Мозаичное панно нашей героини было бы неполным, если бы мы оставили без внимания историю семьи и любви девочки из Мологи Тамары, которой покорилась белая мозаика изделий из фарфора на потребу людей.
Ее будущий муж Саша Карамышев приехал из Тутаева в Шашково в гости к брату Виктору. Не заметить Тамару было нельзя – стройная сероглазая красавица покорила парня своей скромностью, а Александр Иванович запал к ней в сердце тем, что веяло от его фигуры надежностью и какой-то уверенностью в жизни. Стали встречаться, все совпало – и сердца, и песни.
29 декабря 1956 года сыграли свадьбу. Весело плясали гости, и кто-то враз сочинил частушку: «Лучше нет на белом свете коленкоровых рубах, лучше нету на деревне Карамышевых ребят». В труде и любви жили молодые, и как положено, родились золотые дети – в 1958 году Наталья, а через десять лет судьба подарила сыночка Алексея.
Родители души в них не чаяли, дали обоим образование. Наташа пошла по стопам мамы, стала фарфористом, а Алеша закончил училище, получил специальность штурмана-механика. Каждый нашел свое место в жизни и оправдал высокое звание человека на земле. И сын, и дочь теперь надежда и опора для Тамары Николаевны. К сожалению, муж покинул эту землю, но память о нем накрепко сидит в его потомках. Тем более, растут на земле два внука 19 и 17 лет — «лучше нет на белом свете Карамышевых ребят».
Эльвира КОРАБЛЕВА
#Рыбинскийрайон #газетаНоваяжизнь #90лет #долгожители #судьбачеловека