ИЗ ВАГОНА В ВАГОН – ИЗ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ РОССИЙСКОЙ «ЖЕЛЕЗКИ»
11 февраля в течение дня на станции Рыбинск-Пассажирский стоял обычный по форме и уникальный по содержанию поезд из двенадцати вагонов, девять из которых были лекторием и выставками на колесах. Выставочные экспозиции отражают 175-летнюю историю становления российских железных дорог, демонстрируют современные инновационные проекты и технологии на железнодорожном транспорте и связанных с ним отраслях экономики, показывают результаты сотрудничества с ОАО «Роснано», ГК «Росатом», мировыми лидерами в области локомотивостроения, высокоскоростного движения.
Ознакомление с передвижным выставочно-лекционным комплексом ОАО «РЖД», который курсирует по стальным магистралям с августа 2011 года и побывал в 250 городах России, Белоруссии и Казахстана, началось с любования из уютного кресла звездным небом. Интерактивное небо с мириадами звезд представляет собой потолок вагона-лектория, где также находится большой жидкокристаллический монитор, на котором показывают видеоролики в формате 3D, тематические фильмы и презентации. Позволив полюбоваться звездами, начальник поезда Сергей Старостин предложил вернуться на землю (точнее на рельсы) и совершить путешествие из прошлого в настоящее и будущее российских железных дорог. Для этого нужно было проследовать из одного выставочного вагона в другой.
Следующим был вагон «Инновационное развитие ОАО «РЖД». Началась инновация с начальника железнодорожной станции в фирменном мундире и фирменной фуражке. Ну, настоящий генерал! Сам железнодорожный начальник из воска, зато мундир на нем подлинный – пошива 1870 года. Среди исторических экспонатов и фотодокументов представлен макет паровоза П36 –
родоначальника скоростного железнодорожного движения в России: он разгонялся до 125 км/час. Всего на Коломенском заводе имени В.В. Куйбышева в 1950– 1956 годах был выпущен 251 такой паровоз, получивший звучное прозвище «Генерал» за характерные красные «лампасы» по бокам и за то, что был локомотивом престижных поездов «Красная стрела» и «Россия».
29 июня 1956 года Коломенский завод построил свой последний паровоз – П36-0251. С этого дня в нашей стране наступила эра тепловозов и электровозов, чьи макеты также представлены в тематической экспозиции.
В каждом выставочном вагоне нас встречали обаятельные и привлекательные проводницы-лекторы, похожие на стюардесс. Сравнение проводниц современных поездов со стюардессами авиалайнеров ничуть не хромает, уж коли скоростные «Сапсаны» между Питером, Москвой и Нижним Новгородом и «Аллегро» между Питером и Хельсинки летают по рельсам со скоростью 250 км/час.
Скоро вступит в строй отечественный скоростной электропоезд «Ласточка». В 2012 году он успешно прошел испытания на полигоне Горьковской железной дороги. При испытании ходовых и тяговых характеристик «Ласточки» специалисты сцепили два состава, имитировали горный режим Северного Кавказа. Для чистоты эксперимента вагоны нагрузили бочками с песком. На скоростном участке Горьковской железной дороги электропоезд смог показать максимальную скорость 160 км в час.
«Ласточку» будут использовать для доставки спортсменов и болельщиков на XXVII Всемирную летнюю Универсиаду 2013 года в Казани и Зимние Олимпийские игры 2014 года.
Одна из проводниц-стюардесс рассказала и показала на макете, похожем на гигантскую настольную игру «Железная дорога», как «Сапсан» будет подходить к ультрасовременному железнодорожному терминалу в Анапе в дни Олимпиады. Его ультрасовременность состоит, в том числе, в 560 солнечных батареях – инверторах, расположенных на крыше. Они преобразуют солнечную энергию в электричество, которого достаточно
для работы систем освещения и кондиционирования, информационного табло и прочих хозяйственных нужд железнодорожного терминала.
Макет с футуристическим анапским вокзалом, «Сапсаном», пассажирами и рыжей кошкой, шагающей по ограждению, а также действующие макеты с неуловимым для зарубежных спутников-шпионов секретным поездом с баллистической ракетой стратегического назначения и аэродромом «Байконур» с готовой к пуску ракетой «Протон» видели президент России Владимир Путин, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, губернаторы и главы российских регионов.
Александр СЫСОЕВ
(Газета «Новая жизнь» №6 от 13.02.13)