ВОЙНА И МИР НАСТИ СОКОЛОВОЙ
Анастасия Даниловна Соколова – уважаемый в Песочном человек, проживает в поселке уже 74 года. Эта невысокая, скромная женщина с серыми внимательными глазами и располагающей улыбкой создала здесь, на Волге, свой по-житейски уютный мир. Сегодня Анастасия Даниловна готовится отметить 90-летний юбилей.
В далеком 1949 году пятнадцатилетней девчушкой, выпускницей детского дома №37 имени Розы Люксембург Гаврилов-Ямского района, поступила она в художественно-ремесленное училище №6 при Первомайском фарфоровом заводе.
Государство мудро определяло будущее детей, лишившихся в войну родителей. При всех больших заводах были открыты специальные училища с полным государственным обеспечением. Ребята получали здесь профессию, а это гарантировало как их экономическую самостоятельность, так и кадровое будущее страны.
Вот и Настя Емельянова освоила профессию формовщицы фарфоровых изделий. На заводе лениградская девушка нашла и свою единственную любовь в лице надежного песоченского парня Сергея Соколова, в браке с которым родила двоих прекрасных детей – продолжателей рода Соколовых – Емельяновых.
Высоко над жилищным массивом Песочного поднялся вполне приличный по сельским меркам дом с четырьмя окнами налицо. Стоит он на особину, отделенный от поселка оврагом с густым ольховником да полями, что убегают со всех сторон куда-то за горизонт. С 1955 года живет здесь Анастасия Даниловна. Кроме нее в доме – дочь Марина и заботливый зять Александр Мандрик.
В выходные дни и в летние каникулы дом наполняется детским радостным смехом и житейскими разговорами. У прародительницы – шесть внуков и девять правнуков.
Во дворе дома несколько хозяйственных построек, в которых всегда обитала какая-то живность – от рыжей кормилицы коровы до овец, поросят и кур, обязательно с голосистым задиристым петухом. Да еще, как примета дома, где хозяин «скопи домок», собака, которая отважно служила всем обитателям, охраняя всех и каждого в отдельности.
Давно ушел из жизни любимый супруг Сергей Дмитриевич, поубавилось обитателей двора. Неизменными остались только куры да собака и старательно ухоженный огород.
Анастасия Даниловна – знатная труженица, 35 лет проработала она на Первомайском фарфоровом заводе, совершенствуя свое мастерство и осваивая новые профессии – чистильщицы, отделочницы, приставщицы, декольщицы и оправщицы. В трудовой книжке немало наград и поощрений за отличную работу на любом участке.
Анастасия – очень скромный, неконфликтный человек. Так получилось, что у нее до сих пор нет статуса ребенка блокадного Ленинграда.
С давней печалью она вспоминает о том, как началась война и разом кончилось детство. Как страшно было слышать взрывы бомб, куда-то бежать. Как сыпались на голову стекла, падали стены, куда-то исчезла мама Октябрина, погиб братик Васенька. Как она оказалась в вагоне товарного поезда без единого сопровождающего документа.
Детей, эвакуированных из Ленинграда, в теплушке было много. Топилась печка, все жались к пожилой нянечке, которая поила ребят пустым кипяточком с крохотным кусочком хлеба и укладывала спать на деревянные нары.
Анастасия Даниловна перебирает документы. Их немного, и все они лаконичны. Она запомнила, как с конечной станции уже в Ярославской области шла с другими детьми пешком до Тутаева. Там их накормили и перевезли в детский дом №25 «Красный Октябрь» в Тутаевском районе в поселок Савинское.
Так как при Насте не было никаких документов, медики по пяткам определили ее возраст. Выправили официальное свидетельство о рождении, что Емельянова Анастасия Даниловна родилась в Ленинграде 10 ноября 1934 года, отец Даниил, матери не помнит.
Шло время, двадцать пятый детдом расформировали, позади остались Тутаевская сторона и четыре класса Савинской школы. Всех воспитанников перевезли в новое учреждение №37 имени Розы Люксембург что в селе Великое Гаврилов-Ямского района.
В этом детском доме ребята жили строго по расписанию: самообслуживание, дежурство, школа и редкие праздники. 29 июня 1949 года в Великосельской семилетней школе у Насти Емельяновой был выпускной. Вместе с пятью ровесницами она получила направление в художественно-ремесленное училище №6 при Первомайском фарфоровом заводе поселка Песочное.
Два года старательной учебы, и 1 сентября 1951 года Настя получает профессию формовщицы пятого разряда. Так началась на ярославской земле взрослая жизнь ленинградской девушки, потерявшей в войне все, но получившей новую малую родину и уверенность в завтрашнем дне.
Анастасия Даниловна говорит, что и в поселке, и на заводе вокруг нее всегда были надежные люди. В формовочном цехе на приставке носиков и ручек к шестипарному чайнику вначале работали каждый за себя, а потом появился конвейер, сформировалась бригада. Нина Панечкина, Люся Селезнева, Валя Куликова, Люся Колесова, Зоя Петровская, а во главе бригады назначили Настю.
Бригада была всегда в передовиках производства и, что немаловажно, стала Настиной семьей. Девушки вместе проводили досуг, ходили в кино, на танцы, пели в цеховом хоре.
Так получилось, что судьба свела ее с Сергеем, на танцевальном вечере в Шашковском клубе. Пригласила Настенка его на белый танец, и случилась обоюдная любовь.17 октября 1955 года в голубом ситцевом платье счастливая невеста стала Анастасией Соколовой.
Родители жениха Дмитрий Николаевич и Александра Николаевна приняли ее и не ошиблись – хозяйственной и рукастой оказалась невестка. Молодым отгородили комнату, в которой они и жили несколько лет ладно да складно. Оба трудились, не покладая рук. Сергей сначала обслуживал водокачку, а потом работал в газовом хозяйстве. Настя – в своем родном формовочном цехе. Общими усилиями вели большое домашнее хозяйство.
Постепенно расширялся и обустраивался дом, увеличивалось жизненное пространство и становилось оно все более комфортным. В 1956 году в семье появился первенец Коленька, в 1959 – свет в окошке Мариночка.
Детки росли в любви и заботе, закончили Песоченскую среднюю школу, продолжили образование и каждый из них врос в свою профессию. Николай стал шофером, а Марина выучилась на специалиста машинно-счетного бюро.
Дети создали свои семьи и, как учили их родители, не были легкомысленными в выборе спутников в жизни. И Саша Мандрик – супруг Марины и Люся Николаева – жена Николая оказались верными и надежными партнерами и в жизни, и в любви.
Много потомков у хрупкой ленинградской девушки, которая пережила тяжелое время военного сиротства и песоченского, крепко стоявшего на ногах, парня. В переднем углу дома – там, где иконостас и много цветов – любимыми детьми и внуками для бабушки Насти вполне профессионально оформлен настоящий артобъект.
От потолка до пола – целый угловой проем занимают сотни фотографий детей, внуков, правнуков, родственников и близких друзей. Фотографы тонко уловили сущность этой семьи. Красивые, одухотворенные люди представлены в разных сюжетных линиях — и в «огороде», и в «хороводе», и в событийном водовороте надежного проживания в высоко взлетевшем над поселком и Волгой мирном пространстве. Во время блокады Ленинграда была спасена одна маленькая Настенькина жизнь, чтобы появились в России столько новых замечательных граждан.
P.S. Совет музея «Фарфоровая мозаика» и краеведы поселка Песочное спланировали и начали поисковую работу по восстановлению статуса жителя блокадного Ленинграда Анастасии Даниловны Соколовой-Емельяновой. Составлены письма в различные архивы.
Эльвира КОРАБЛЕВА
#Рыбинскийрайон #газетаНоваяжизнь #Победа #ВОВ #БлокадаЛенинграда #детивойны #героисрединас #ДеньПобеды