АМБИЦИИ ОБЕРНУЛИСЬ АБСЦЕССОМ
Намереваясь оптимизировать расходы на здравоохранение, главный врач Рыбинской ЦРП Алексей Назимов неуклюжей реформацией школьно-дошкольного отделения посеял панику среди медсестер, педагогов сельских школ и детсадов, родителей школьников и дошколят и спровоцировал конфликт с районным управлением образования. Вместо того, чтобы искать примирения и понимания, главврач пошел на обострение отношений с оппонентами. В итоге назрел социальный нарыв, лечить который пришлось на областном уровне.
15 января за общий стол в администрации Рыбинского района сели первый заместитель главы
районной администрации Татьяна Смирнова, начальник районного управления образования Ирина Комарова и депутат Ярославской областной Думы Алексей Окладников – по одну сторону; директор областного департамента здравоохранения и фармации Сергей Вундервальд, его заместитель Наталья Даниленко, начальник отдела организации медицинской помощи женщинам и детям Наталья Олендарь и главный врач Рыбинской ЦРП Алексей Назимов – по другую сторону.
Чтобы сблизить позиции, Сергей Людвигович первым делом посчитал своим долгом извиниться за некорректное поведение своего подчиненного Алексея Викторовича:
– Главный врач Рыбинской центральной районной поликлиники был не прав, что, не проконсультировавшись с нашим департаментом и главой районной администрации, издал этот приказ. Действительно, сейчас крайне важен диалог для понимания процессов, происходящих в системе областного здравоохранения.
Речь идет о приказе №982 от 27 ноября 2012 года «О сокращении штата школьно-дошкольного отделения». Не думая о последствиях, главврач учреждения здравоохранения, которое в 2012 году перешло из
районного подчинения в областное, стал оперировать созданную в 2009 году в Рыбинской ЦРП уникальную систему квалифицированного медицинского школьно-дошкольного обслуживания детей. Кстати, единственную такого вида в Ярославской области. Пока школьники в школе, а дошкольники в детском садике, там же находятся медсестра или фельдшер. Ради этого за счет средств районного управления образования в школах и дошкольных учреждениях были оборудованы медицинские кабинеты.
Алексей Назимов не удосужился обсудить грядущие перемены ни с главой Рыбинского района Александром Китаевым, ни с первым заместителем главы районной администрации Татьяной Смирновой, в компетенции которой находятся вопросы здравоохранения и образования, ни с начальником управления образования Ириной Комаровой. Они узнали об этом постфактум, когда медсестры и педагоги сельских школ и детсадов, а также родители школьников и дошколят, забили тревогу.
Председатель Общественной палаты Рыбинского района, опытный педагог с многолетним стажем Вера Шарапова предприняла попытку решить возникший спор миром. 19 декабря состоялось заседание Общественной палаты Рыбинского района с участием директоров школ и заведующих детскими дошкольными учреждениями, а также члена Общественной палаты Ярославской области Марины Гришмановской.
– Мы ждали, что Алексей Викторович прояснит ситуацию, почему происходит сокращение медсестер в школах и детсадах, как в дальнейшем там будет налажено медицинское обслуживание. Однако главврач не сказал ничего внятного, только перечислял документы, на основании которых производится сокращение, – Вера Шарапова была обескуражена непримиримостью Алексея Назимова, кстати, тоже члена районной Общественной палаты.
Накручиваясь по спирали, конфликт районного масштаба перерос в скандал на всю губернию. Расхлебывать кашу, которую заварил главный районный доктор, пришлось директору областного департамента здравоохранения и фармации Сергею Вундервальду и депутату областной Думы Алексею Окладникову.
– Мы не против мер оптимизации. Но до сих пор подобные процедуры в различных сферах жизнедеятельности района, в том числе и в образовании, проводились без вспышек эмоций. Сейчас мы хотим понять, каким образом при сокращении штата медицинских сестер будет осуществляться качественное медицинское обслуживание детей в образовательных учреждениях? – определила позицию первый заместитель главы администрации РМР Татьяна Смирнова.
В отличие от Алексея Викторовича, у Сергея Людвиговича хватило терпения и такта объяснить суть происходящих преобразований спокойно и доходчиво.
Итак, по словам Сергея Вундервальда, очередная реформа в системе российского здравоохранения (сколько их уже было, и конца края им не видать!) привязала оказание всех без исключения медицинских услуг, включая скорую медицинскую помощь населению, равно как и школьно-дошкольное медицинского обслуживание, к Фонду обязательного медицинского страхования.
– Сегодня это бизнес по очень жестким правилам, – так охарактеризовал новую систему директор областного департамента.
Новшества жестко диктуют, что главный врач, подобно коммерсанту, должен зарабатывать деньги (в том числе на оплату труда медицинского персонала) в системе обязательного медицинского страхования, где в расчет берутся нормативы. Например, койко-дни и количество посещений врачей пациентами. Между тем медсестра, в отличие от врача и фельдшера, согласно существующим правилам, не может выставлять посещения на оплату – вот такой парадокс. Таким образом, главврачей, которые с 2013 года полностью лишились софинансирования из областного бюджета и отныне зависят от поступления средств ФОМС и обязаны обеспечить не менее 30 процентов собственных доходов, заставляют проводить пресловутую оптимизацию.
Алексей Назимов решил сэкономить за счет сокращения ставок медсестер школьно-дошкольного отделения. Согласно его ноябрьскому приказу, подлежит корректировке количество ставок медсестер и фельдшеров в 14 школах и 1 детском саду Рыбинского района: в двух образовательных учреждениях – на четверть, в девяти – на 0,5 штатной единицы, в четырех – полностью. При таком раскладе медсестры будут получать сущие гроши, либо будут вынуждены обслуживать по два–три образовательных учреждения, зачастую разделенные в сельской местности несколькими километрами. Медсестер подобный расклад, конечно же, не устраивает…
– Работы у медсестер школьно-дошкольного отделения столько, что и присесть некогда. Надо привить каждого ребенка согласно календарю прививок по возрасту, провести туберкулинодиагностику, направить на консультацию в тубдиспансер всех с гиперпробами и виражами, контролировать работу столовой, нагрузки на уроках физкультуры по физкультурным группам, наблюдать за детьми, состоящими на учетах, в любой момент оказать квалифицированную помощь, – перечислила одна из школьных медсестер, размышляя, как она повезет далее этот воз за полставки. При таком раскладе ей проще уволиться и искать счастья в городских лечебных учреждениях.
Руководителей учреждений школьного и дошкольного образования такая оптимизация по сценарию Назимова тоже не устраивает. Поскольку в новых условиях медсестры при всем желании не смогут обеспечить надлежащего качества медицинского обслуживания детей в течение дня.
– Фельдшер и медсестра в образовательном учреждении находятся весь день… нелегитимно. На территории Рыбинского района нет ни одного образовательного учреждения, где бы была оформлена лицензия на ведение медицинской деятельности, – так заявила начальник отдела организации медицинской помощи женщинам и детям Наталья Олендарь.
По реакции начальника управления образования Ирины Комаровой сразу стало понятно, что подобное заявление вызвало у нее, мягко говоря, недоумение.
Дело в том, что руководители образовательных учреждений Рыбинского района подготовили полные пакеты документов для прохождения лицензирования на каждый кабинет, включая медицинские изоляторы. Со стороны Роспотребнадзора не было замечаний ни по одному образовательному учреждению. Но, как пояснила первый заместитель главы администрации района Татьяна Смирнова, по непонятной причине комплекты документов на лицензирование медицинских кабинетов в школах и детских садах застряли без движения не где-то, а именно в… Рыбинской ЦРП.
Увы, Алексей Назимов не смог внятно объяснить причины проволочки.
Только разобрались с путаницей, связанной с лицензированием медицинских кабинетов в школах и детсадах, как Наталья Олендарь вновь вернула обсуждение проблемы к печке, от которой начали танцевать:
– Согласно штатным нормативам, утвержденным приказом Министерства здравоохранения, численности детей и укомплектованности образовательных учреждений недостаточно, чтобы там содержать полную ставку медсестер и фельдшеров. Обеспечение медицинской деятельности в образовательном учреждении не означает постоянного нахождения там медицинского работника в течение всего рабочего дня.
Алексея Окладникова заинтересовала цена вопроса:
– Скажите, вы получаете реальную экономию средств в случае предполагаемой оптимизации или нет? Если не получаете, то ради чего мы сегодня копья ломаем?
Как выяснилось в ходе разговора, вопрос упирается в финансирование семи должностей медсестер школьно-дошкольного отделения. В среднем, это 12000 рублей ежемесячно на одну медсестру. По мнению Татьяны Смирновой, это не такие уж огромные деньги.
– Мы сообща можем подумать, где взять средства, чтобы обеспечить работу школьно-дошкольного отделения на прежнем качественном уровне, – Татьяна Смирнова уверена, что можно и нужно найти точки соприкосновения при решении этого финансового вопроса. Не исключено софинансирование и из районного бюджета.
Согласно распоряжению директора департамента здравоохранения и фармации Сергея Вундервальда, действие приказа «О сокращении штата школьно-дошкольного отделения» главврача Рыбинской ЦРП Алексея Назимова приостановлено до 1 марта 2013 года. Это сделано для того, чтобы все заинтересованные стороны могли принять взвешенное решение по сути вопроса и договориться о дальнейшем медицинском обслуживании в образовательных учреждениях Рыбин-ского района.
Александр СЫСОЕВ
(Газета «Новая жизнь» №3 от 24.01.13)