В ЗАКОУЛКАХ ПАМЯТИ
Жительница поселка Песочное Любовь Васильевна Чистова 10 февраля отметила свой 90-летний юбилей. Она – уважаемый человек в поселке, открыта для людей и настолько коммуникабельна, что односельчане делятся с ней и радостью, и горестями, заходя на «огонек» или просто при встрече.
Череда юбиляров, идущих по пути активного долголетия, в Песочном не заканчивается. Наверное, сама природа средней полосы способствовала рождению людей, запрограммированных на долгое присутствие на родной земле.
Жить на селе дано не каждому, встречать зарю на берегу Волги, растить детей, заниматься любимыми цветами, овощами, содержать животных. Да и на потребу людям работать с удовольствием, создавая диковинные цветы на белоснежных пловницах, чайниках и других фарфоровых изделиях, что производились на Первомайском фарфоровом заводе.
Вот и Любовь Васильевна в свое время выбрала профессию живописца. Никогда не изменила любимому делу и состоялась как одна из лучших мастериц в росписи фарфоровых изделий. Общий стаж ее трудовой деятельности более 40 лет на фарфоровых заводах Песочного и города Октябрьский Башкирской АССР.
Наш юбиляр – кавалер ордена Знак Почета, о чем свидетельствует удостоверение от 13 февраля 1974 года. Будучи членом бригады коммунистического труда, Любовь Васильевна неоднократно становилась победителем соцсоревнования. В ее послужном списке занимают место многочисленные награды разного достоинства: грамоты, записи о занесении ее имени на заводскую Доску почета, денежные премии. За долголетний безупречный труд она удостоена звания «Ветеран труда Российской Федерации».
Родилась наша героиня в обычной крестьянской семье Василия Васильевича и Анны Ивановны Надежиных. До 1937 года семья проживала в деревне Раменье Череповецкого района Вологодской области в доме родителей отца Василия Титовича и Марии Яковлевны вместе с сестрой отца Валентиной. Деревня была большая и зажиточная.
В светлой горнице у Надежиных стоял строганый стол, а вокруг – широкие лавки. Здесь семья не только обедала, но вечерами при свете лампы женщины шили, вязали и вели житейские разговоры. Люба была шестым членом семейства, но ребенком в те годы росла единственным – две девочки, появившиеся на свет до нее, умерли вскорости после рождения от скарлатины.
В 1937 году началось великое переселение людей из затопляемой Мологской зоны. Не дожидаясь своей участи, семья решила переехать к родственникам в Песочное. Любовь Васильевна сохранила удивительно острую память, и каждый эпизод пересказывала так, как будто снова присутствовала там в свои четыре года.
Переезжали к новому месту жительства Надежины на лошади по замерзшей Волге, на отдых остановились в Рыбинске у знакомых. Девчушка была в полном восторге, когда с хозяйскими детьми впервые в своей жизни посетила новогоднюю елку в школе. Запомнилось ощущение сказки, елочные украшения, хороводы и скромный подарок.
В Песочном поселились в доме у родственников на улице Красноармейская. Люба в садик не ходила – сидела дома с бабушкой.
Наступил жестокий 1941 год. Василий Васильевич ушел защищать Родину, Анна Ивановна устроилась на фарфоровый завод в массозаготовительный цех, работала в смены. Любовь Васильевна удивляется – как смогли они с матерью выжить в те страшные голодные для всех годы.
Бабушка умерла в этом же 1941 году, дед уехал назад в Раменье, благо, оказалось, что территория, где находилась деревня, не подлежала затоплению.
Восьмилетняя девочка с мамой обрабатывали огород, сажали овощи и картошку, заготавливали дрова. Люба гоняла на пастбище козу Дымку, кормила кур, летом ходила с мамой ломать веники и бесконечно собирать хворост для печки.
Отец вернулся с фронта в 1946 году, молчаливый, усталый. Сколько смертей видел и сколько жизней спас он в своем медико-санитарном батальоне, где служил шофером. Никогда об этом не рассказывал. Отдыхать не стал и устроился на завод в свой родной живописный цех.
Жизнь продолжалась, один за другим появились у Любы два брата и сестра. Наша героиня с восторгом вспоминает школу и свою любимую учительницу Александру Михайловну Мозжухину (Казберову). Была она образцом сельского учителя, милосердного и понимающего. Ходила в школу из деревни Гришенино в строгом темном пальто и с чемоданчиком.
Первоклашки, среди которых были и Люба Надежина с Элей Арье, встречали Александру Михайловну у ворот и несли ее чемоданчик. Люба была ученицей старательной, отличницей, потому что учиться было интересно.
В 1946 году, закончив шестой класс, Любовь поступила в художественно-ремесленное училище при Первомайском фарфоровом заводе. Пройти испытания в группу живописцев считалось большой удачей – в тяжелые военные и послевоенные годы обрести уверенность в будущей жизни.
Государство брало сирот и бедствующих полунищих детей под свое крыло, чтобы накормить, одеть, обуть и дать надежную специальность. Как не вспомнить преподавателей, мастеров и художников – талантливых и отдававших часть своей души воспитанникам ремесленного училища – Антонину Петровну Лакунину, Леонтия Ефимовича Станкевича, Кирилла Сергеевича Розанова, Михаила Павловича Князева и других.
С особым чувством Любовь Васильевна вспоминает своих товарок по бригаде, в которую она попала после окончания училища. Десять девушек – Римма Бурыбина, Надя Симонова, Нина Блинова, Лида Фомичева и другие – под началом Александры Симоновой были единым целым во всех делах. До сих пор вспоминается дружба, слаженная работа и песни, которые звучали в их бригаде.
С будущим мужем Маратом Чистовым Люба познакомилась в школе рабочей молодежи, где тогда оба учились. Особого внимания тогда друг на друга не обратили. Потом три года парень служил в армии в Эстонии, в 1957 году демобилизовался. Красивый, высокий, с какой-то нездешней харизмой, он был засухой многих поселковых девчонок. Но, самое главное, что Марат виртуозно играл на трубе-баритоне в местном духовом оркестре.
Слаженный музкальный коллектив был гордостью и завода, и клуба. На торжественных мероприятиях, на многочисленных праздниках заводчан всегда торжественно и ярко играл оркестр. А на вечерах отдыха в клубе в 1950-е годы без оркестра и танцевать-то никто не хотел.
Вырываясь из стен клуба, плыли над Волгой волшебные звуки вальсов, кадрилей и, конечно, мелодии героических военных лет. Молодежь выходила на круг, и много пар потом скрепили свои отношения узами брака.
Высмотрел Марат среди всех эту изящную большеглазую девушку, отвадил от нее поклонников, стал красиво ухаживать, а потом и сватов заслал в лице родителей. В марте 1958 года в доме родителей жениха Ивана Маркияновича и Лидии Иосифовны Чистовых сыграли свадьбу. И навсегда переплелись судьбы Любы и Марата в новом семейном тандеме.
С улыбкой вспоминает Люба шифоньер – весьма значительный по тем временам подарок на свадьбу подруги Марты Крузе, и часы, которые преподнесли Федор Васильевич и Наталья Матвеевна Зимняковы. Эти известные на заводе люди и отметили, что время быстротечно, поэтому надо беречь друг друга. В браке родилась любимая дочь, которую назвали Надеждой, до сих пор она – верный Ангел-хранитель семьи Чистовых.
В 1960-е годы, во время повсеместного развития промышленности и строительства новых заводов, по зову сердца и по призыву Министерства легкой промышленности СССР песоченцы уезжали на другие заводы, где могли помочь в становлении новых предприятий. Ехали в Ташкент, в украинскую Дружковку, в Башкирию.
В 1963 году в Башкирии был сдан в эксплуатацию Октябрьский фарфоровый завод, на котором остро встал вопрос о специалистах. Чистовых и еще несколько семей фарфористов на переезд сподвиг инженер завода Виктор Дмитриевич Дубовиков, в министерстве это решение приветствовали.
Встретили хорошо, дали жилье, а через три года получила семья Чистовых благоустроенную двухкомнатную квартиру. Любовь Васильевна с ностальгией вспоминает эти счастливые 18 лет в Октябрьском. Город был многонациональным, расстраивался, появлялись новые предприятия, осваивались новые нефтяные скважины, строились институты, школы.
Посуду выпускали разноплановую, в основном, ресторанного и бытового назначения: тарелки, кружки и сервизы. Дочь закончила с отличием школу, потом индустриально-педагогический техникум. Марат работал на заводе высоковольтной аппаратуры. Когда умер отец Любы, и Анна Ивановна осталась одна без присмотра, пришлось вернуться в Песочное. Надя с семьей осталась в Октябрьском.
Память услужливо напоминает, что возвращение в родной поселок было безболезненным. Завод с радостью принял Чистовых на работу – как людей, которые выполнили важное задание Родины, делясь своим профессиональным мастерством фарфорового производства в другом регионе.
Еще целых пять лет Чистовы добросовестно выполняли служебные обязанности на Первомайском фарфоровом заводе: Люба – в живописном цехе, а Марат – слесарем в механическом.
В феврале Любовь Васильевну ожидали многочисленные поздравления с 90-летним юбилеем. Первыми поздравили семьи братьев из Череповца и сестры из Севастополя. Администрация Рыбинского района в лице отдела по культуре, молодежи и спорту пожелала нашей героине здоровья и дожить до столетия. Совет ветеранов, поздравляя, поблагодарил юбиляра за участие в общественной работе на благо поселка и за пример здорового образа жизни по пути к долголетию. Музей «Фарфоровая мозаика» поблагодарил Любовь Васильевну за сотрудничество в пополнении материалами и воспоминаниями о заводе.
65 лет без поломок стучат часы, подаренные когда-то на свадьбу. Время подводит главный итог жизни нашей героини, и самые важные слова благодарности и любви она получила от дочери Надежды, внука Дениса и его семьи – потомков рода Чистовых-Надежиных.
Так и проходит жизнь нашей именинницы под плеск родной Волги, что в пятнадцати шагах от ее уютной квартиры на втором этаже деревянного дома. А в криках чаек слышится тот вальс, который исполнялся в ее честь духовым оркестром, где звучало соло трубы-баритона покинувшего этот мир любимого мужа.
Эльвира КОРАБЛЕВА
#Рыбинскийрайон #газетаНоваяжизнь #ВОВ #Героисрединас #Судьба #Первомайскийфарфоровыйзавод