ПОВЕСТЬ О СЫНЕ
В четверг в поселке Октябрьский состоялась траурная церемония прощания с 44-летним Николаем Изюмовым – добровольцем, погибшим при исполнении воинского долга в Херсонской области. Похоронили Николая на кладбище села Панфилово, совсем рядом с деревней Обрезково, где он жил последние 14 лет.
С этой семьей я познакомились в 2015 году, побывав у них в гостях. Изюмовы тогда очаровали меня своей любовью к деревне, земле и жизни. Я даже не думала, что придется вернуться по трагичному поводу.
А тогда все было светло и радостно – сестра Николая, Наталья, стала победителем конкурса, посвященного Дню матери, в Рыбинском районе в номинации «Творческая мама» и заняла первое место в городском конкурсе «От идеи – до модели». Наталья Изюмова – многодетная мать и очень творческий человек с золотыми руками. До сих пор у меня хранятся подаренные ею крохотные берестяные лапоточки и обезьянка – символ моего года.
Теперь Наталья со слезами на глазах рассказывает мне о брате, о его жизни. В разговор вступает и их мать Лидия Николаевна. Пенсионерка вытирает слезы, но держится.
Родился Николай в Новодвинске Архангельской области, потом семья переехала в Няндому. Уроженкой архангельской земли была Лидия Николаевна, а ее муж – рыбинской. Дети Коля и Наташа каждое лето отправлялись в деревню Обрезково к бабушке – отдохнуть от севера и набраться здоровья в средней полосе России.
В 2008 году Лидия Николаевна вышла на пенсию и приехала сюда ухаживать за мамой мужа. Да так и осталась. Вскоре за ней потянулись муж Николай, а потом и дети – Николай и Наталья с мужем и детьми.
Деревня в четыре дома сразу ожила, наполнилась детскими голосами, в ней появились мужские руки – сразу три пары. Деревенька эта – на противоположном с поселком Октябрьский берегу через речку Сонохту. Октябрьский давно уже поглотил ее – домам даже присвоили адресную нумерацию поселка. Но местные называют населенный пункт все равно по-старому – Обрезково.
Для местных пенсионерок Николай-младший моментально стал палочкой-выручалочкой. Кто бы что ни попросил – скосить траву, расколоть дрова, починить технику, розетку в доме – идет и помогает. «Безотказный» — говорили о нем бабушки. Поэтому, чуть что – бежали к нему.
— Коленька с детства руками привык работать, — вздыхает Лидия Николаевна. — Учеба ему как-то вот не давалась, поэтому с 14 лет сначала трудился плотником, потом сантехником и перешел в вечернюю школу. Его отец всему научил, тоже рукастый мужик был.
Когда Николай приехал в Обрезково, его взяли на АО «Волжанин» в хозбригаду. В свободное время занимался хозяйством, ходил в лес. Он обожал природу и животных, и четвероногие отвечали ему взаимностью. Друзья удивлялись – их недоверчивые к посторонним собаки рассыпались в любезностях перед Колей.
— Коля все смотрел телевизор и качал головой, мол, воюют ребята молодые, им бы еще детей растить, пусть бы нас туда брали – уже поживших, — вспоминает сестра Наталья. — Свои планы он обсуждал по-мужски с моим мужем, а нас с мамой в них не посвящал.
— Даже когда он объявил нам о своем решении, мы не поверили, — вторит Лидия Николаевна. — Думали, отойдет у него и на этом все закончится, а потом поняли, что все серьезно.
В военкомат Николай поехал в июне. Его кандидатуру там одобрили. Ведь в армии он служил на границе Чечни и Дагестана в Хасавюрте, как раз в то время там был вооруженный конфликт. Но на все вопросы родных об участии в боевых действиях он отшучивался, говорил, ничего страшного не было.
До августа доброволец собирал документы, справки, потом ждал решения. Отправку назначили на 7 августа. Родные поехали провожать. Когда прощались, Николай произнес: «Наконец сбылась моя мечта стать военным, хоть и через 20 лет». Ведь в 2002 году его приглашали служить по контракту, но тогда семейные обстоятельства не позволили – дома ждала беременная жена.
Из Рыбинского военкомата добровольцев направили в учебную часть, где они провели месяц. А когда посадили в поезд, ехавший в сторону Украины, для матери настали дни в ожидании весточки от сына.
Лидия Николаевна записывала в тетрадь время разговора с сыном и его содержание, чтобы потом, когда сын вернется, прочитать и вспомнить все вместе с ним. Мать тщательно фиксировала подробности: как Коленьку кто-то угостил мороженым, как бесплатно дали продукты в магазине, как он чуть не сел на акацию. Как решили попробовать местную южную кухню, устроив праздник живота.
«Мама, я теперь ГАД», — шутил Коля, и пояснял, что это аббревиатура и расшифровывается она как Гаубичный артиллерийский дивизион.
Рассказал, как подружился с добровольцем из Большого Села и договорился с ним, когда настанет мир, вместе сходить на охоту.
Солдат ни на что не жаловался – еды хватало, обмундирование было. Но иногда очень хотелось домашнего, например, маминой квашеной капусты. Мама засолила два ведра и на полном серьезе хотела ехать с этой капустой к сыну на передовую. Коля говорил, не пустят, а она на своем.
При этом мать верила в приметы: вот из печки выпал уголек – к весточке. В окно постучала птичка… в огороде появился непонятно откуда взявшийся черный ворон и противно закаркал. Лидия Николаевна прогнала его.
— Ох и жгло тогда сердце, прямо всю изнутри пекло, — закрывает глаза Лидия Николаевна. — Я дочке говорила, чувствую, нехорошее случилось, но мы с ней старались перед людьми и не подавать виду. И тут все знакомые каждый день стали спрашивать нас, как там Коля. Мы отвечали, что все хорошо у Коленьки…
На прощании и отпевании в центре поселка Октябрьский собралось много людей, говорили добрые слова. На кладбище были отданы последние воинские почести. Лидия Николаевна за пять дней получила много соболезнований и приняла звонков даже от тех, кого давно не видела. Она благодарна людям за память о ее сыне.
Светлана БУДИЛКОВА
— Глубокие соболезнования родственникам и близким погибшего бойца. Будем вечно помнить имя Николая Николаевича Изюмова – как истинного сына своей семьи, рыбинской земли и нашей Родины. Он взял на себя ответственность, и ценой своей жизни исполнил свой воинский долг. Семье Николая Николаевича Изюмова окажем необходимую помощь и поддержку, — сказала на траурной церемонии глава Рыбинского района Татьяна Смирнова.