НАШ, АРЕФИНСКИЙ
На территории Рыбинска и Рыбинского района сегодня работают 76 участковых. Они находятся на переднем крае борьбы с преступностью и непосредственно взаимодействуют с населением. Подполковник Иван Борняков возглавляет службу участковых уполномоченных в МУ МВД «Рыбинское». Его корни по линии отца – в Арефинском поселении.
Иван начинал службу простым участковым ровно 16 лет назад – 14 ноября. С тех пор не представляет себе другой службы – описывает исключительно ее преимущества. Для него общение с людьми и азарт от вычисления и поимки преступника и восстановления справедливости – своеобразный кайф.
— Это же очень интересно, каждый день что-то новое, не сравнить с заводом, где человек каждый день из года в год монотонно точит одни и те же детали, — рассуждает Иван. — Да, могут поднять среди ночи по тревоге – так ничего страшного, у нас же отпуск 52 дня, можно выспаться.
Иван не сидит на месте в теплом кабинете – такое тоже не для него. Впрочем, и отдельного кабинета у него нет, есть только стол в кабинете на троих. Чисто для того, чтобы поработать с документами.
На работу приходит в 7.30 утра, просматривает сводки, дела, в 9.00 – оперативка, после нее – разъезды. В Рыбинске два отделения и девять опорных пунктов полиции, где работают участковые, везде нужно побывать, во все вникнуть. Домой возвращается около восьми вечера, на работе каждый день по 12 часов. Говорит, не устает, привык.
Служить в полиции Борняков не планировал, так вышло. Всегда хотел стать юристом – как мама, которая трудилась в юридической службе банка. В полицию пришел по объявлению, после окончания очного отделения Современной гуманитарной академии. Занятия спортом и хорошая физическая подготовка помогли пройти отбор. Иван учился в специализированном спортивном классе в 33 школе, одноклассниками были одни мальчишки, которые тоже серьезно занимались футболом.
В юности Иван засматривался сериалом про оперов «Улицы разбитых фонарей». А сейчас говорит, что работа участкового не многим отличается от работы оперативника уголовного розыска. Участковый первым прибывает на место, выясняет обстоятельства преступления, проводит поквартирный или подомовой обход и первым нащупывает те ниточки, которые могут привести к раскрытию злодеяния и поимке преступника. Участковый определяет степень тяжести преступления и предпринимает дальнейшие шаги. От его грамотных и взвешенных действий зависит многое.
В детстве Иван был постоянным гостем в деревне Высоково Арефинского поселения. Там его корни по линии отца, там могила деда, которого он не видел ни разу.
Бабушку Ольгу Владимировну Борнякову в Арефине знали многие. Она когда-то работала в сельсовете. Выйдя на пенсию, в трудные 1990-е вместе с двумя сыновьями, один из которых отец Ивана, организовали крестьянско-фермерское хозяйство – держали крупный рогатый скот и свиней. Домашняя ферма тогда кормила три семьи и помогала выжить всем Борняковым.
Сельское хозяйство всегда требовало большого труда, поэтому к помощи привлекали и Ивана. Он с теплотой вспоминает летние сенокосы, когда вставали до рассвета, косили, а затем сушили траву. Днем нужно было перешевелить сено, вечером сложить в валки. Готовое сено сгребали в копны и к дому везли на лошади.
Дом Борняковых стоит в Высокове и сейчас, но никого их прежних его обитателей уже нет в живых. В память о них Иван с двоюродным братом не стали продавать дом и приезжают в него отдыхать. В этих местах прекрасная охота и рыбалка.
Конечно, когда Иван видит в криминальных сводках населенные пункты Арефинского поселения, он обращает на такие факты особое внимание. Преступлений здесь не много, в основном воруют по мелочам. Вот в прошлом году удалось привлечь к ответственности ранее судимого Макарова, который обокрал около десятка домов-дач в соседних деревнях. Брал все, что плохо лежит, умудрился украсть даже никому не нужный кассетный магнитофон, на котором и погорел. Этот магнитофон и другие вещи нашли при обыске в его доме. Сейчас Макаров отбывает наказание.
— Такое преступление под силу раскрыть участковому, — объясняет Иван Борняков. — Он хорошо знает людей в деревне, а местные жители могут сказать, что подозрительное видели, кого встречали, кого подозревают. Так и раскручивается клубок, который ведет к преступнику.
Арефино считается тихой стороной в плане серьезных преступлений. Здесь крадут по мелочи. А вот в Коприне, Дёмине приходится расследовать кражи дорогих машин, квадроциклов, лодок и моторов к ним. Такими сокровищами, которые стоят целое состояние, обладают, как правило, приезжие столичные жители. И крадут все это тоже приезжие, которые специально следят за хозяином. И продается краденое тоже в других регионах, потому что у нас нет настолько богатых людей. Такие преступления раскрыть очень сложно, но и они раскрываются, благодаря хорошему контакту участкового и местных жителей.
Сейчас главная задача участковых – профилактика преступлений, в основном телефонных мошенничеств. Участковые ходят по домам, объясняют, размещают на досках объявлений памятки, но все равно находятся люди, которые верят позвонившему мошеннику и расстаются с крупной суммой денег.
— Давно не беспокоили ДТПшники и вот, пожалуйста – подарочек нам к празднику, за один день сразу 10 фактов на сумму около 300 тысяч рублей, — показывает кипу протоколов Иван Борняков.
ДТПшниками полицейские между собой называют тех, кто звонит и сообщает, что родственник попал в ДТП и для решения вопроса нужны деньги. Есть еще «водопроводчики», которые собирают деньги на замену водопровода в доме и многие другие. Теперь появились еще и «прокуроры», которые пришли на смену «службе безопасности банка». Эти предлагают гражданам посодействовать в раскрытии преступлений и перевести деньги на «безопасный счет».
Еще есть в Рыбинске в поселке Волжский одна цыганка. Когда у нее заканчиваются деньги, она ходит по квартирам пенсионеров и объявляет то об обмене денег, то о раздаче продуктовых наборов ветеранам. Смотрит, откуда пенсионерка достала деньги, затем отвлекает и вытягивает из тайника купюры. Уже и отбывала наказание несколько раз, но ничего не помогает, пока в очередной раз она не уедет в места не столь отдаленные.
Обязанностей и направлений деятельности участковых уполномоченных – не счесть. Борьба с браконьерством – тоже на них. Сидят в засаде, ловят с поличным.
— Когда сидишь в засаде, порой, погода такая, что на улице только бродячие собаки и участковые, — все остальные по домам сидят, — смеется Борняков. — Но мы же во всем умеем находить плюсы. Природе помогаем, чем больше поймаем браконьеров, тем больше рыбы будет в наших водоемах. Вон в Арефине в Ухре только щука водится, все остальное в сетях, стоящих ниже по течению.
Отдельно участковые выделяют выезды на семейные скандалы. Люди пьют, ругаются, мирятся, а участковому приходится срываться по ночам и оформлять кучу бумаг. Иногда помириться успевают еще до приезда полиции.
Говорят, в наше непростое время ничего нельзя загадывать и планировать. Однако Иван Борняков планирует работать в полиции до предельно допустимого возраста, в иной профессии он себя не представляет. 12-летняя дочь, глядя на отца, тоже хочет стать юристом и правоохранителем, но работать она мечтает, ни много ни мало, – судьей.
Светлана БУДИЛКОВА
#Рыбинскийрайон #газетаНоваяжизнь #полиция #участковый #День_участкового #село