НЕКУКОЛЬНОЕ СЧАСТЬЕ АНТОНИНЫ
Вы не поверите, но куклы Антонины Сергеевны Мараевой умеют разговаривать. Ночами, когда на Песочное опускается густой туман, а на Волге начинают старательно мигать бакены и едва слышно шепчутся одинокие странные звезды, выходят куклы из своих сафьяновых ларчиков и уютных сундучков. Они садятся в кружок на хозяйкином диване среди лоскутков, пуговиц и разных блестящих бусин, и, начиная беседу, показывают свои разноцветные наряды, модные башмачки, роскошные прически и тихонько делятся мечтами о далеких кукольных принцах.
Кукол у Антонины Сергеевны великое множество, и сделаны они рукой мастерицы с огромной любовью. Большинство из них ушли в свое собственное путешествие по жизни, обретя новых хозяев. Антонина имеет привычку дарить свои шедевры друзьям, знакомым и, конечно, внукам и правнукам, коих у нашей героини тринадцать.
Шесть лет постигает она секреты кукольного мастерства в творческом объединении «Умелица» под руководством настоящего мэтра Светланы Беспаловой. Группа, созданная четырнадцать лет назад в Октябрьском культурно-досуговом комплексе как кружок для детей, обрела популярность через родителей, став объединением и детей, и взрослых.
Под руководством Светланы Антонина Сергеевна освоила технику лоскутного шитья в стиле «Синель» и лохматого квилта. Интересны и куколки-тильды. Сами по себе эти куклы уникальны, многих людей к постижению этой техники вдохновила норвежка Тони Финнангер, впоследствии ставшая владелицей красивого бизнеса и положившая начало тильдомании по всему миру.
Эти куколки-девушки не худенькие, «в теле», их образ продуман, лаконичен, с налетом некоторого аскетизма. В их изготовлении используются только натуральные ткани очень приятных пастельных тонов. Вот такая изящная барышня с роскошными шерстяными волосами в удивительном голубом платье и заняла свое место среди своих подружек в коллекции Антонины Мараевой.
Антонина Сергеевна со своими куклами принимала участие во многих выставках-показах в Ярославле, Рыбинске, Октябрьском и Песочном, конечно. Результат признания – грамоты, дипломы различного достоинства и ценные подарки. 18 мая мастерица отметила свой 85-летний юбилей. И в столь почетном возрасте она сохранила свое видение прекрасного, упорство в познании нового и терпение. Ведь в создании кукол так много внимания уделяется детальной мелко-филигранной работе.
Родилась наша героиня в деревне Тимошино Мологского уезда в большой семье рабочих Сергея Федоровича и Анны Петровны Мараевых. Среди пятерых детей Тоня была старшей. Семья по тем временам жила справно: большой дом четыре окна налицо, огород, во дворе козы, кролики, куры. Из своего раннего детства Тоня помнит высоко взлетавших в небо прекрасных белых голубей, разведением которых занимался отец вместе со своим братом Сергеем.
Все шло своим чередом, казалось, не будет никаких изменений в спокойной устоявшейся жизни русской деревни. Но в 1935 году руководством страны было принято решение о строительстве Рыбинского гидроузла. Чтобы осуществить эти планы, понадобилось затопление огромной территории. В 1937 году мологжанам объявили о переселении с обжитых мест.
В народе говорят, что переезд равен пожару. Братья Сергей и Николай Мараевы стали готовиться к перемене места жительства. Раскатили по бревнышку свою большую деревенскую избу, бревна пронумеровали – чтобы знать, как потом собирать. Затем вместе с другими жителями Мологской земли сплавили плоты из бревен по Волге – каждый на свое, отведенное комиссией место.
В 1938 году Мараевы остановились в Рыбинске на улице Северная, с большим трудом подняли наново дом и стали постепенно обживаться. Но через три года новое испытание – началась беспощадная война с фашистской Германией.
В первые дни ушел на фронт отец, матери пришлось одной поднимать деток. Работала Анна Петровна в пединституте поваром, готовила скудные обеды студентам и преподавателям. Антонина Сергеевна помнит, как разносили вместе с матерью по своей Северной улице пайки, состоявшие из кусочка хлеба и кусочка сахара. Семилетняя Тоня сама раздавала сахарок из маленького мешочка и не съела за все время ни одного кусочка, а есть хотелось постоянно.
Сергей Федорович дошел с боями до Болгарии, был тяжело ранен и вернулся после госпиталя домой в 1946 году. Антонина Сергеевна вспоминает, как встречали его всей семьей. Вышел отец из вагона постаревший, опираясь на палочку. Два осколка в ноге так и остались с ним на всю жизнь. Недолго Сергей Федорович позволил себе отдыхать – его ждали на довоенном месте работы. Он трудился токарем-радиосвязистом в Рыбинской воинской части связи. Часть «Воентелекома» и сейчас существует на улице Железнодорожная.
Постепенно мирная жизнь входила в свое русло. Тоня закончила семь классов, и встал вопрос дальнейшего выбора профессии. Была она тогда худенькой и росточком невеличка, хотела в портнихи – не взяли. Целый год помогала родителям поднимать малолетних брата с сестрой, родившихся уже после войны.
В 1951 году ее приняли на Рыбинское предприятие дорожных машин на должность кладовщицы первого механического цеха. Антонину ценили не только как работницу, но и как активную спортсменку – участницу всех спортивных соревнований. Одновременно с работой девушка поступила на вечернее отделение медицинского училища. Однако после десяти месяцев учебу пришлось оставить, потому что в первое же посещение морга она упала в глубокий обморок.
Но неспокойная по характеру, Тоня, будучи уже комсомолкой, по призыву райкома ВЛКСМ отправилась вместе с другими молодыми рыбинцами на восстановление народного хозяйства страны. До сих пор у нее в глазах стоит отец, который плакал, когда дочка отдала в семью подъемные – деньги, полученные от государства.
Добровольцы прибыли в шахтерский город Лисичанск. Их разместили по три человека на съемные квартиры, выдали необходимую амуницию и направили осваивать шахтерское ремесло. Тоне не повезло – оказалось, она не терпит замкнутого пространства, и ее перевели в местное жилищно-коммунальное хозяйство ученицей штукатура-маляра.
Получив третий разряд, проработала по специальности один год, и по состоянию здоровья вернулась в Рыбинск. Вновь была принята на дормашину прессовщицей стружки. Но мастер Алексей Ильич Макрушин вспомнил по прошлой работе старательную девчушку, по его ходатайству Тоню снова перевели в кладовщицы.
О своей первой любви Антонина Сергеевна вспоминает с улыбкой. Она говорит о том, как будучи еще семилетней девочкой, наблюдала за строем бравых моряков, проходящих по улице Северная. Как под звонкие строевые песни развевались на бескозырках ленты, блестели пуговицы и нашивки. По Северной улице моряки шли на аэродром в Староселье, откуда улетали к месту назначения. Маленькая Тоня тогда сразу обозначила маме: «Мой жених будет только моряк и гармонист».
Через 20 с лишним лет так и получилось. На левом берегу Волги стоял тогда кирпичный завод. Начальником цеха работал Федор Башмаков, и были у него два сына – погодки Адольф и Краснослав, оба бравые моряки и гармонисты. И зачастили они на свидание к сестрам Мараевым.
Краснослав, а попросту Слава, ухаживал за Тоней, но она его не привечала и думать о нем не думала. Так случилось, что руку и сердце он предложил сестре Антонины – Тамаре. Но на свадьбе приватно сказал ей – все равно нашей будешь. Так и вышло.
Два года добивался теперь уже Адольф расположения Антонины, два года она сопротивлялась возникшим исподволь чувствам. Но весной 1957, как положено было в то время, молодые стали дружить. В августе Адик сделал Тосе предложение руки и сердца, и уже 24 числа сыграли веселую свадьбу.
Адольф к тому времени уже работал в Песочном на фарфоровом заводе. Секретарь парторганизации Алексей Александрович Быстров предложил молодым сыграть по тому времени очень почетную комсомольскую свадьбу. Но родители с обеих сторон отказались от этого предложения, и свадьба состоялась в Рыбинске обычная – в доме невесты на улице Северная.
Жених нес невесту из ЗАГСа к машине, а девушка была похожа на куколку – голубоглазую, изящную, с локонами красиво уложенных волос. Медовый месяц молодые провели на Рыбинском море у тетушки по маминой линии.
Брак вышел крепким. Адольф оказался человеком надежным, как в народе говорили «с руками». С жильем в Песочном было трудно – молодые сменили несколько мест жительства. Жили и у родственников, и на съемной квартире на улице Пушкинская у Зелениных, и на улице Чапаева была у них квартира да сгорела.
К 1959 году оба супруга уже успешно трудились на Первомайском фарфоровом заводе, подрастала у них дочка Наташа, и руководство завода разрешило нескольким передовикам производства самострой. Такую практику культивировал завод, чтобы помочь рабочим в решении жилищного вопроса.
Башмаковы, Тюриковы, Ладановы и Фадеевы после работы методом совместной стройки начали возводить дом на четырех хозяев на новой улице, которую назвали Советской. В 1960 году все семьи въехали в собственноручно построенные квартиры.
Много лет минуло с той поры. Антонина Сергеевна с ностальгией вспоминает, как работала в формовочном цехе в бригаде чистильщиц фарфоровых изделий. Работницы были дружными, помогали друг другу в трудных ситуациях, делили и радость, и горе. Лидия Круглова потом долгие годы руководила администрацией Песочного, Лидия Самсонова стала предпринимателем и меценатом, Почетным гражданином Рыбинского района. Вера Коновалова, Люба Кулакова, Люда Скворцова остались работать в формовочном до самой пенсии.
Наша героиня считает, что ей всегда и везде встречались хорошие люди. Не обошлось в ее жизни и без потерь – трагически ушла из жизни старшая дочь Наталья, оставив на земле двух замечательных детей Павла и Анюту. Покинул этот мир в возрасте 63 лет и дорогой супруг Адольф Федорович.
Сейчас Антонина Сергеевна живет вместе со своей младшей дочерью Ольгой Адольфовной и зятем Гочей Гургеновичем, которые, опекая дорогую маму, помогают ей в реализации творческих планов.
Ольга Джикидзе унаследовала от мамы чувство прекрасного. Ее картины, вышитые бисером, также можно встретить на многих районных выставках. Они котируются не только в Рыбинском районе, но и в области. А еще она печет удивительно вкусные, сказочные торты и радует ими не только своих домочадцев, но и по заказу жителей поселка.
Антонина Мараева сама слепила свое некукольное счастье, она ветеран труда Ярославской области, ее общий трудовой стаж составляет более 45 лет. Много сил отдавала общественной работе – будучи членом КПСС, состояла в парткоме, помогала рабочим в решении вопросов бытового характера. С уважением и относятся песоченцы к этой замечательной женщине.
И сейчас, вкладывая душу в свои кукольные шедевры, она делает мир чуточку лучше и светлее, подает пример жизни в ладу с собой и со всем миром, идя по пути активного долголетия. Многочисленные внуки и правнуки – это ее надежные помощники, которые оберегают свою бабушку и берут с нее пример в малых и больших делах.
А куклы Антонины Мараевой в своих ночных беседах мечтают, чтобы их хозяйка создавала для них новых подружек в изумительно-сказочных нарядах и других необычных существ, живущих в сказах и легендах.
Эльвира КОРАБЛЕВА,
поселок Песочное
#Рыбинскийрайон #газетаНоваяжизнь #судьбачеловека #куклы #долгожитель #мастерица