Погода

ГЕРОЙ С РОДИНЫ УШАКОВА

«Мой друг Костя Виноградов сгорел в танке, за Костю я фашистам отомщу!» — писал с фронта в одном из последних писем домой в Хопылево старший лейтенант Николай Голубков. Отомстить получилось ценой собственной жизни. За этот подвиг он получил орден «Отечественная война» II степени посмертно. Имя героя особенно дорого мне, ведь я всю жизнь ношу его имя в паспорте в графе «отчество».

2 октября 1944 года в семье Голубковых в Хопылеве был обычный осенний день. Отец Павел кликнул своих сыновей – семилетнего Юрку и восьмилетнего Витальку – и поручил им заняться какими-то делами во дворе. Когда ребята вернулись в дом, то сразу поняли – произошло что-то очень важное. Мать Агриппина лежала на кровати, держа в руках пищащий сверток.

— Вот, ребята, знакомьтесь, это ваш братик, — с едва скрываемой улыбкой произнес отец.

Радость и впрямь стала особой – родители ребенка были немолоды, Павлу Ивановичу в тот год исполнилось 53, а его жене Агриппине Алексеевне – 48. Это был восьмой ребенок в семье Голубковых. Один из сыновей – Алексей в это время находился в немецком плену и о судьбе его никто ничего не знал, а на другого сына Николая пришла уже вторая похоронка. И писем с фронта больше не получали.

— Как же мы его назовем, ребята? — обратился Павел к сыновьям, — аккуратно передавая сверток с малышом.

— А давайте тоже Коляхой, в честь Николая! — предложил Юрка.

— Давайте, — махнул рукой отец. — Оно и впрямь так выходит – одного Коляху убили, а этот сразу и народился ему на смену. Пусть живет тогда за себя и за брата.

Так и порешили, а моему отцу Николаю Павловичу Голубкову досталось по наследству имя героя – его родного брата и полного тезки. Позже в семье его иногда величали Николай II. А о судьбе первого Николая сегодня вспоминают его братья – 84-летний Юрий Павлович и 85-летний Виталий Павлович Голубковы.

Первый Николай родился 2 ноября 1922 года. Эту дату установила я в Рыбинском архиве, ведь раньше дням рождения значения не предавали – достаточно было именин. Его матерью, как и первых четверых сыновей, была Мария, она рано умерла. Овдовев, Павел женился на Агриппине, в браке с которой родилось еще четверо детей.

Перед войной Николай закончил местную Алексеевскую школу-семилетку и поступил в фабрично-заводское училище при судостроительном заводе имени Володарского в Рыбинске. После окончания училища его направили в водолазную школу. Водолазы требовались для нужд предприятия – перед спуском судов на воду они всегда обследовали дно.

Водолазом Николай трудился почти год, работа ему нравилась. Проникшись своей подводной профессией, он уже мечтал, как пойдет служить в морфлот. А может, ушаковские места всегда влияли на уроженцев Хопылева, и поэтому они мечтали о флоте? Ведь среди ныне живущих Голубковых есть флотские.

Но Николаю попасть в морфлот не довелось. Грамотный и шустрый парнишка из Хопылева схватывал все новое на лету. Руководство завода заметило это, и его отправили учиться на командирские курсы в Рыбинск. До начала войны оставалось совсем немного. Николая призвали на фронт по окончании курсов в феврале 1942 года в звании младшего лейтенанта.

Перед отправкой на фронт будущего воина ненадолго отпустили домой. Маленький Виталий запомнил, как Николай просил его перевезти через Волгу на лодке в деревню Левино – погулять напоследок с друзьями – парнями и девчатами.

Сначала Николай Голубков воевал на Калининском, а потом на Западном фронте в составе 380 отдельного пулеметно-артиллерийского батальона 152 укрепрайона.

Первая похоронка на Николая пришла в Хопылево в 1943 году. Поплакали, помянули по русскому обычаю, ведь по церковному помин не заказать – храм Богоявления-на-Острову закрыли за несколько лет до войны. А ведь в этом храме Николая крестили при рождении. Тогда никто и не знал, что здесь же был крещен непобедимый адмирал, Святой Праведный воин Федор Ушаков.

Однако следом за похоронкой в Хопылево прилетело письмо от Николая – он жив оказался. Был ранен, а командование сочло, что погиб. Николай потом писал домой, объясняя эту историю с похоронкой. Раненый он обронил на поле боя окровавленную шинель с документами – не до нее было. Шинель нашли рядом с мертвым солдатом, посмотрели документы и решили, что этот погибший Николай Голубков. Позже все выяснилось, но похоронку уже отправили.

В феврале 1944-го Николай получил первую фронтовую награду – медаль «За отвагу». Вот что говорится о его подвиге в наградном листе на сайте «Подвиг народа»: «Гвардии лейтенант Голубков был трижды ранен, в батальоне с февраля 1944, командует пулеметным взводом. Личный состав имеет хорошую подготовку и оружие всегда готово к бою. Вводный опорный пункт оборудован хорошо».

То письмо, где он написал, что будет мстить за друга Костю Виноградова, пришло незадолго до второй похоронки. Потом в военкомат в Рыбинск вызвали отца Павла Ивановича. Ему молча вручили похоронку и посмертный орден сына, а военком похлопал по плечу. Слова были не нужны. Долго потом Павел ходил по деревне с этим сыновним орденом на груди.

«Лейтенант Голубков 8 июля 1944 года отличился в бою с немецкой группировкой в районе деревни Червоны Криницы, Борисовского района, Минской области. Он лично убил двух немецких солдат. Командуя взводом, он умело расставлял силы своего взвода и отлично руководил им в бою. В неравном бою лейтенант Голубков погиб смертью храбрых. За отличное и умелое выполнение боевого задания по ликвидации группировок немцев достоин к представлению к награждению орденом «Отечественная война» II степени (посмертно)» — это сухие строки из наградного приказа.

Похоронили старшего лейтенанта Николая Голубкова в братской могиле близ деревни Червоны Криницы, которая и сегодня есть на карте современной Беларуси. В 2017 году представители нашей семьи побывали на этой братской могиле и привезли оттуда горсть родной земли на кладбище села Хопылево, где с восточной стороны храма Александра Невского похоронены и Павел с Агриппиной, и Мария, и Николай II с братом Геннадием. На могиле Павла Ивановича теперь установлена мемориальная мраморная табличка с текстом «Сюда привезена земля с братской могилы в деревне Червоны Криницы, где захоронен старший лейтенант Николай Павлович Голубков».

Мы считаем, что наш герой вернулся с войны в родное Хопылево. И пусть война и смерть помешали ему завести своих детей, зато отчество героя – у четверых детей его брата Николая Павловича Голубкова.

Отец Павел не на много пережил сына. Трудился он ставельщиком в горновом цехе Первомайского фарфорового завода в Песочном. В горновую печь для обжига ставельщики заносили огромные круглые «бандуры» с товаром и ставили их друг на друга. После обжига обратно выносили уже готовую продукцию. Это была самая тяжелая физическая работа на заводе, которую выполняли в условиях постоянных высоких температур.

Поэтому в 1946 году Павел Иванович вышел на пенсию по вредному стажу. Однако нужно было продолжать работать, ведь на иждивении четверо малолетних детей. Вот и устроился он ночным сторожем в магазин соседней деревни Алексеевское.

Этот первый послевоенный год был самым голодным, даже хуже, чем в войну. Так говорили старожилы. Но грабители шли в сельский магазин не только за едой, но и за красивой жизнью, о которой соскучились в годы войны – за водкой, папиросами и конфетами. Сторожа связали и могли оставить в живых, но он узнал в одном из ночных грабителей своего коллегу с завода. Поэтому судьба Павла была решена – нож в спину. Труп отца обнаружил сын Виталий, которого послали проведать отца.

Грабителей нашли быстро – они выпили украденной водки и принялись угощать друзей в Песочном ворованными папиросами, а девушек – конфетами. Дали им немного, всего по пять лет лагерей, политическим в то время давали гораздо больше.

После Павла Ивановича фронтовой орден Николая никто больше не надевал, а потом он и вовсе пропал куда-то…

Светлана БУДИЛКОВА

 

#Рыбинскийрайон #газетаНоваяжизнь #ВОВ #ВеликаяПобеда #ветеран


Архив номеров

Смотреть остальные выпуски >>>


Адрес редакции газеты:
152903, Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Кирова, 4, кв. 1
Тел.: 8(4855)25-32-57, 8-901-199-6257
mail: dompechati@mail.ru

Фото