ХРАНИТЕЛЬНИЦА ИСТОРИИ
Немало людей бередно хранящих нашу историю. В Рыбинском районе есть такие уникальные люди. Одна из них – краевед, руководитель музея Середневской школы Галина Павловна Морозова. Она лично встречалась с поэтом Алексеем Сурковым и детьми маршала Василия Блюхера.
В солнечный осенний день наш корреспондент в школьном музее Середневской школы встретилась с Галиной Морозовой, жительницей деревни Волково. И с первых минут разговор ушел в историческое русло. С искринкой в глазах хранительница начала знакомить с экспозициями. Это был рассказ увлеченного человека. Неторопливый монолог, словно песня, плавно лился из уст Галины Павловны…
В школьном музее три раздела. Один из них посвящен истории села, а два другие – знаменитым землякам: маршалу Советского Союза Василию Блюхеру и поэту-фронтовику Алексею Суркову.
Рассказывая об истории школы, хранительница с гордостью показывает подлинные документы 1878–1912 годов о выпусках учащихся. Так же в музее имеется список Георгиевского начального народного училища от 1911 года с записью выпуска Алексея Суркова. Видно, что у Алексея – отличные оценки.
В школьном разделе хранятся фотографии учащихся и учителей разных лет. Есть уникальные – с первым директором школы Иваном Ивановичем Нагорным. Здесь и личные вещи директора школы Константина Федоровича Бахвалова, и воспоминания учеников и учителей разных лет.
Галина Павловна еще раз напомнила о детстве, школьных годах поэта-фронтовика Алексея Суркова. Одна из экспозиций посвящена знаменитой песне «В землянке», написанной на его слова. Центральным экспонатом является письмо Суркова жене Софье Кревс. На экспозиции представлены книги Алексея Суркова, датированные, начиная с 1932 года выпуска.
– Первая моя встреча с Алексеем Сурковым состоялась в 1979 году, — вспоминает Галина Морозова. – Сюда, в Середнево, он приезжал на свое 70-летие. Я запомнила его как человека, простого в общении. Разговаривал со всеми на равных, даже не верилось, что он – редактор журнала и известный человек.
У экспозиции, посвященной маршалу Советского Союза Василию Блюхеру, голос хранительницы зазвучал с еще большей любовью. Ведь именно благодаря Василию Блюхеру, Галина и стала когда-то жительницей Рыбинского района.
Родилась она в городе Вильнюсе Литовской ССР. Родители приехали туда после войны с Вологодчины в поисках заработка. Вскоре по инициативе мамы семья вернулась в Россию, в город Пикалево. Там прошло все детство Галины.
Галина была старшей дочерью в многодетной семье. В то время семья жила бедно. Мама получала 30 рублей, папа чуть побольше – 45 рублей. Постоянно приходилось выкручиваться – занимать деньги, отдавать и снова занимать. Поэтому, окончив школу, Галина пошла работать на глиноземный комбинат.
В то время предприятие объединяло цементный завод, завод минеральной ваты, шиферный завод и глиноземный завод. Девушку взяли учеником аппаратчика в химическом цехе, где пропускали воду для котлов через фильтры. Работа нравилась, но Галине очень хотелось учиться. Ведь в школе – в очень хорошем, сильном классе – она была отличницей. Отработав два года, Галина твердо решила изменить собственную жизнь.
– Я подошла к маме и сказала, что уезжаю, но пока не знаю куда, – вспоминает Галина Павловна. – Мама отговаривать не стала, только сказала, чтобы я ехала в Вологду. Ведь там у нас было много родственников.
Поскольку в сентябре поступать в учебное заведение было поздно, Галя устроилась на льнозавод заряжальщицей барабанов. А через год поступила в Вологодский педагогический университет на специальность «математика».
Учеба в институте давалась Галине легко. После первого курса девушка работала в стройотряде. После второго – проходила практику в пионерском лагере в городе Пикалево.
– Пионерский лагерь принадлежал комбинату, и в лагерь принимали вожатыми и воспитателями только его работников, – рассказывает Галина Морозова. – Но папа сходил в заводоуправление, и меня приняли на работу – с условием, что работаю все лето.
После третьего курса Галина проходила практику в летнем математическом лагере при Вологодском пединституте. Все ребята были увлечены математикой и с удовольствием ходили на занятия.
Так пролетели три года учебы, а на четвертом курсе она отправилась доучиваться в Ленинградский педагогический университет. Тогда отобрали по четыре человека из Вологодского, Новгородского и Псковского педагогических институтов, образовали из них специальную группу в Ленинградском университете.
– Методика преподавания у нас появилась только на последнем курсе, – рассказывает Галина Морозова. – Очень часто были случаи, когда мне казалось, что задача простенькая, но ребята ее никак не могли решить. А иногда наоборот – только прочитала условие, ребята уже предлагали решение. Методика преподавания и предлагает подумать над вариантами, как объяснить задачу детям. Когда я это поняла, все наладилось.
После окончания института Галю по распределению направили в сельскую школу Вологодской области. Чтобы подтвердить диплом, необходимо было отработать три года, она отработала четыре. Ведь Галине дали классное руководство, и она не могла бросить своих первых учеников на половине пути.
После этого отправилась в отпуск в путешествие со своей подругой – учительницей географии из той же школы. Сначала девушки побывали у родителей Галины в Пикалеве, затем на несколько дней съездили в Ленинград, а потом приехали в Рыбинский район к родителям Надежды. Галина сразу влюбилась в это место, в его природу.
— Рыбинский район меня покорил своими лесами, здесь была такая чистота, порядок, великолепные березовые рощи, — разводит руками Галина Павловна. — Тем более, через две недели у меня прошла экзема, которая мучила в Вологде. И я решила остаться.
Изначально Галина не планировала работать в школе. Хотела переучиться на программиста. Ведь еще в университете она интересовалась вычислительной техникой. Все курсовые и итоговые работы были связаны с ней. Но в то время студенты и школьники не имели доступа к сложной технике. Учащиеся писали программы для машин, проверяли их на трансляторах, исправляли ошибки. И это было очень интересно.
Галина попыталась поработать на Рыбинском заводе полиграфических машин. Но ее хватило буквально на полтора месяца. Работа оказалась не интересной, ведь в те годы еще только создавались вычислительные центры. Программистам не хватало и знаний, и опыта.
Как раз в это время в Середневской школе уволился учитель физики, а восьмой класс остался без классного руководителя. Долго уговаривать Галину не пришлось, и с 1976 года ее жизнь неразрывно связана с этой школой.
Молодой учительнице сразу дали комнату в учительском доме в деревне Середнево. Первое время Галине было непривычно жить в деревянном доме с печкой, где нет никаких бытовых условий, но со временем стала привыкать. Затем Галине дали дом в деревне Волково, построенный специально для учителей. Дом изначально давали на двоих, но потом соседка вышла замуж и уехала, и он полностью остался Галине. В этом доме она проживает до сих пор.
Переступив порог Середневской школы, Галина подошла к стенду «Они учились в нашей школе» и увидела фотографию маршала Советского Союза Василия Блюхера. Ее очень заинтересовала личность Блюхера, который был арестован, обвинен в шпионаже, а потом реабилитирован. На тот момент о маршале имелось очень мало информации, и Галина Морозова решила восполнить пробел.
Она ведет поисковую работу и хранит память о Василии Блюхере. Благодаря интересу к личности маршала и желанию передать информацию подрастающему поколению, Галина и осталась жить в Рыбинском районе.
– Мне было очень интересно узнать о нем, как можно больше, ведь тогда книжки о Блюхере в библиотеке не давали почитать, – объясняет Галина Павловна Морозова. – Приходилось идти на ухищрения, договариваться с библиотекарем.
Она решила искать информацию о Василии Блюхере не только из книг. В деревне Барщинка жили две сестры Блюхера. С Ольгой посчастливилось познакомиться.
Однако первая встреча с Ольгой не задалась. Галина пришла к ней с ребятами, а Ольга не пустила гостей на порог. Во второй раз Галина отправилась к Ольге одна. И тогда разговор состоялся. Галина узнала, что во времена сталинских репрессий арестовывали абсолютно всех Блюхеров. Поэтому Ольга не афишировала свое родство.
После Галина встретилась с женщиной, которая домовничала у Блюхеров в доме в деревне Барщинка. Затем местный житель, двоюродный брат маршала Семен Дмитриевич Блюхер пришел к ним в школу и попросил Галину зайти к нему в гости. Тогда он поделился с ней уникальным материалом – составленным родословным деревом Блюхеров.
Семен Дмитриевич рассказал, что в Барщинке жила двоюродная сестра Блюхера. В один из дней ей сказали, что завтра за ней приедут и ее арестуют. Она не стала ждать и в ночь ушла, с тех пор о женщине ничего не известно.
Так, страница за страницей, собирался уникальный материал о Василии Блюхере. Копии отдельных документов, газетные публикации, книги о жизни земляка были переданы при встречах с детьми Василия Блюхера – Зоей Васильевной и Василием Васильевичем, с женой Глафирой Лукиничной, двоюродным братом Семеном Дмитриевичем Блюхером.
К 100-летию Василия Блюхера было принято решение сделать в деревне Волково школьный музей. Его руководителем, конечно, стала Галина Морозова. Сегодня на стендах музея размещены биографические материалы о жизни и деятельности Василия Константиновича Блюхера: «От солдата до маршала», «Легендарный рейд», «Тобольская операция», «Штурм Перекопа», «Волочаевские дни», «Советник Китая», «Дальний Восток», «У озера Хасан», «Член правительства», «Награды Родины», «Имени Блюхера».
В качестве экспонатов имеются копии и подлинники документов, фотографии, вырезки из газет, книги, несколько скульптурных портретов, диски, кассеты с фильмами о маршале Блюхере, личные вещи.
Вот уже больше 40 лет Галина Морозова трудится в Середневской школе. За эти годы она успела поработать учителем физики, математики, черчения и информатики. Когда наступил пенсионный возраст, то любовь к детям, привязанность к своему делу не позволили Галине Павловне покинуть школу. Вот уже 23 года она на пенсии, а всего третий год не преподает уроки – работает завхозом и руководителем школьного музея. И не собирается уходить из родной школы.
Екатерина БЕЛОВА
#Рыбинскийрайон #газетаНоваяжизнь #история #краеведение #память #Блюхер #образование