ЯРОСЛАВСКАЯ ГЛУБИНКА: СОСТОИТСЯ ЛИ ВОЗРОЖДЕНИЕ?
Первые результаты реализации национального проекта «Развитие АПК» дают право говорить не только о реальности, но и успешности сельскохозяйственного бизнеса. И даже в нашем регионе, считающемся зоной рискованного земледелия, при продуманном подходе вполне выгодно заниматься производством молока, мяса, яйца и растениеводством.
О проблемах, связанных с развитием сельского хозяйства в нашем регионе, состоялся разговор, в котором приняли участие заместитель губернатора Ярославской области Михаил Боровицкий и заместитель председателя постоянной комиссии по аграрной политике, экологии и природопользования Ярославской областной Думы, председатель областного агропромышленного объединения работодателей Алексей Окладников.
Алексей Окладников:
– Развитие сельского хозяйства на территории Ярославской области происходит неравномерно. Инвестиции в село в рамках нацпроекта, дали возможность многим сельхозпроизводителям обновлять технику, внедрять новые технологии, что позволило в разы увеличить производительность труда. Но так произошло далеко не везде. В северных районах, как, к примеру, Первомайский, Пошехонский, Некоузский, Брейтовский, явно наблюдается отставание…
Михаил Боровицкий:
– Увы, это действительно так, и если говорить о способах и подходах к развитию сельского хозяйства на этих территориях, то вполне понятно, что наши северные районы по объективным причинам находятся в неравных с остальными условиях. Это связано и с их территориальным расположением, и с климатическими условиями, и с численностью населения и его возрастным составом. На переломном этапе перестроечного периода районы области оказались в совершенно разных условиях. Где-то уровень развития сельского хозяйства и соответственно уровень развития предприятий, позволил реализовать проекты, направленные на развитие АПК, где-то это не удалось. Ведь ни для кого не секрет, что чем дальше от областного центра, тем медленнее и труднее происходят любые процессы, связанные с движением вперед.
Алексей Окладников:
– Совершенно с этим согласен. А что касается причин столь неравномерного развития, то главная, думаю, заключается в том, что в течение длительного времени эти территории оказались отдалены от вложения капитальных ресурсов. В них не были созданы производственные мощности, что в свою очередь не позволило там вырасти так необходимому для движения вперед кадровому потенциалу. В этих районах осталось мало молодых, современных, энергичных и инициативных людей, которые бы смогли в сложный период сориентироваться, сохранить собственное предприятие, в случае необходимости перестроить систему его работы, тем самым вписаться в рынок, найти там собственную нишу и закрепиться в ней.
И, тем не менее, ситуация не безнадежна и перспективы есть…
Михаил Боровицкий:
– Мы должны отчетливо понимать, что говоря о ближайшем будущем села, ставка должна быть сделана на ближайшие пять лет. Потому что если в течение этого достаточно короткого периода в районах, о которых мы говорим, не удастся создать современные производственные мощности, то мы потеряем очередной, может быть последний, шанс изменить ситуацию.
И вот тут мы подходим к главной проблеме, которая состоит в том, что в северных районах, оказавшихся без проектов, без накопленного производственно потенциала, квалифицированных управленческих кадров, иного способа, чем приход инвестора, изменить ситуацию вряд ли реально.
Безусловно, можно и нужно использовать возможности, когда на местах находятся люди, которые сформировали в себе представление и готовность на свой страх и риск вести какой-то бизнес. Им обязательно нужно помочь и консультативно, в том числе при подготовке собственного бизнес-плана, и за счет кредитных ресурсов, чтобы у них была возможность реализовать собственные проекты. Но это редкие, единичные случаи. По большому счету проблему можно решить только благодаря существенному изменению ситуации, что возможно только с приходом инвестора.
Алексей Окладников:
– Для абсолютного большинства понятие «инвестор» ассоциируется с международной либо федеральной компанией или крупным предприятием со сложившимся бизнесом, которые создают дополнительные филиалы. Может ли в данном случае идти речь и о непрофильных инвесторах со свежими идеями или предпринимателях, которые меняют или расширяют масштаб собственного бизнеса…
Михаил Боровицкий:
– Если выстраивать стратегию прихода реального инвестора, то тут явно прослеживаются два направления. Наиболее привлекателен инвестор, бизнес которого связан с сельским хозяйством. Это предприниматель, уже добившийся определенных успехов, обладающий в данном бизнесе необходимой компетенцией, имеющий необходимый капитал и собственное место на рынке. Второй вариант – это представители непрофильного бизнеса, то есть компании, занимающиеся торговлей, переработкой, производством продуктов. И ситуация в настоящее время такова, что у нас нет возможности выбирать, мы готовы работать с каждым, кто уже накопил какие-то компетенции, имеет желание и возможности расширять собственный бизнес за счет прихода в сельское хозяйство. А уж если есть реальный опыт успешной реализации хоть какого-то проекта – это уже особенная ценность. И задача органов власти при этом – увлечь и заинтересовать каждого, кто имеет интерес к той или иной территории.
Алексей Окладников:
– Подводя итог, считаю важным отметить, что у нас есть понимание в решение задач, связанных с развитием предпринимательства в Пошехонском, Рыбинском и других отдаленных районах области. Более того, в регионе уже накоплен определенный опыт в этом направлении, из которого следует, что оптимальными вариантами развития любого сельхозпроизводителя являются объединение нескольких хозяйств и инвестирование их со стороны либо благодаря кредиту в банке. И, как показала жизнь, именно первый способ приносит наиболее ощутимые и быстрые результаты. А значит, именно инвестор – это реальная возможность грамотно организовать предприятие, купить необходимую технику, платить достойную зарплату, построить жилье, чтобы люди приезжали жить и работать в село.
Ирина СТЕБЛОВА
(Газета «Новая жизнь» №40 от 4.10.12)