МУЗЕЙ РЫБИНСКОГО МОРЯ
В июне 2019 года на берегу Мухинского ручья, впадающего в Рыбинское водохранилище, был открыт музей, посвященный истории создания одного из самых больших искусственных водоемов мира.
Представленная экспозиция принадлежит Рыбинскому музею-заповеднику. В небольших, но уютных залах музея прослеживается геологическое прошлое времен мамонтов и динозавров, история города Мологи и села Коприно, а также современная жизнь Рыбинского водохранилища. Даже само здание музея, которому уже больше 100 лет, представляет собой историческую ценность. В музее демонстрируются кадры кинохроники строительства Рыбинской ГЭС и воспоминания мологжан об этом чудесном островке Ярославского края.
Первый зал музея знакомит с палеонтологией этих мест. В витринах представлены окаменелые останки белемнитов, прозванные «чёртовыми пальцами», а также останки динозавров и других древних животных. Все это найдено в районе современного села Глебово, расположенного недалеко от Коприно. Здесь находится один из немногих в Ярославской области геологических разрезов с юрскими отложениями.
Южная часть Молого-Шекснинского междуречья начала заселяться древним человеком во времена верхнего палеолита, 20–18 тыс. лет до н. э. С IX века н. э. на мологских землях появились первые группы восточных славян, и они постепенно ассимилировали живших здесь финно-угров. При этом многие финно-угорские гидронимы, или названия рек, не были забыты и органично вошли в русский язык. Согласно одной из версий перевода, «Молога» означает «ягодная река», или река, по берегам которой росли ягоды.
В русских летописях Молого-Шекснинское междуречье впервые упоминается при описании событий 1149 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий активно боролся за великокняжеский престол со своими же родственниками. В итоге, войска великого князя Киевского Изяслава Мстиславича вторглись в его владения и «пожгли» многие города вплоть до «усть Мологы».
В 1777 году по указу Екатерины Великой Молога стала центром Мологского уезда Ярославской губернии. В это же время город получил собственный герб. Фигура медведя с золотой секирой символизировала принадлежность Мологи к Ярославской земле, а две соединяющиеся линии – земляные укрепления, некогда окружавшие город Мологу.
В начале XX века в Мологе жили чуть более 4000 человек, в основном, занимавшихся ремеслами, мелкой розничной торговлей и земледелием. Это был маленький провинциальный городок, стоявший как бы в тени соседнего Рыбинска – крупного транспортного и торгового центра.
Среди общественных зданий города можно отметить пожарную каланчу, выстроенную в 1870 году по проекту ярославского губернского архитектора Андрея Михайловича Достоевского, брата великого писателя.
Наиболее заметную роль в архитектурном пейзаже главной береговой панорамы города играли мологские соборы: Старый Воскресенский и Новый Богоявленский.
Мологский уезд Ярославской губернии занимал почти всю Молого-Шекснинскую низменность, ныне затопленную водами Рыбинского водохранилища. К началу XX века в Мологском уезде насчитывалось 714 крестьянских селений. По статистическому исследованию 1899 года, коренного приписного населения в уезде было 129547 человек.
Главным природным богатством здесь были обширные заливные луга. Порой трава здесь вырастала по грудь взрослому человеку, а сена собирали по восемь миллионов пудов ежегодно. Поэтому широкое развитие в Мологском уезде получило молочное животноводство – только крупного рогатого скота здесь насчитывалось более сорока тысяч голов. На рубеже XIX – XX веков Мологский уезд сформировался как один из центров масло- и сыроделия в России.
Одним из интереснейших уголков является местечко Коприно. Стояло село на излучине Волги, где река меняла направление течения на восток, недалеко от впадения в нее реки Мологи.
В труде В.И. Ленина «Развитие капитализма в России» Копринская волость упоминается, как один из центров сыроделия и подготовки из молодых крестьян мастеров-сыроделов.
Точкой отсчета последних страниц мологской и копринской истории можно считать постановление советского правительства от 14 сентября 1935 года «О строительстве гидроузлов в районе Углича и Рыбинска». Поэтому второй зал музея посвящен людям, строившим гидростанцию, и людям, перенесшим тяготы насильственного переселения.
Для воплощения проекта в жизнь был создан Волгострой – специальное строительно-монтажное управление НКВД СССР. В строительстве участвовали только советские специалисты. При этом основную рабочую силу составляли заключенные Волголага, созданного в октябре 1936 года. Сооружение Рыбинской ГЭС началось в октябре 1935 года с подготовительного этапа – возведения дорог, базы строительства, жилья. Земляные работы были довольно хорошо для того времени механизированы – примерно на 70%.
Одновременно со строительством Рыбинского гидроузла шли масштабные работы по подготовке чаши будущего водохранилища. Так, большая площадь зеркала Рыбинского водохранилища (4580 км²) предопределила значительное количество переселяемого из зоны затопления населения, численность которого оценивается, по разным данным, в 117–130 тысяч человек. Водохранилищем было затронуто в разной степени 745 населенных пунктов, в подавляющем большинстве – сельских, из которых 663 были полностью вынесены из зоны затопления.
В зону затопления попала вся территория города Молога с населением около шести тысяч человек и рабочего поселка Абакумово – пять тысяч человек. Люди были переселены в Рыбинск, Ярославль и другие населенные пункты.
Массовое переселение мологжан началось осенью 1936 года и продолжалось до конца 1940 года. Главная трудность заключалась в перевозке деревянных жилых и хозяйственных строений.
Строений, годных к переносу, было в Мологе 570. Их владельцам полагалось возмещение стоимости разборки строений, перевозки на новое место, сборки и стоимость дополнительных стройматериалов. Предусматривалась выплата стоимости строений, если они передавались Волгострою.
При создании водохранилища был утрачен ряд памятников истории и культуры – Мологский Афанасьевский и Леушинский Иоанно-Предтеченский женские монастыри, Югская Дорофеева пустынь, историческая застройка города Мологи, около 70 бывших приходских церквей.
Наполнение Рыбинского водохранилища началось 14 апреля 1941 года, а 17 мая была сдана в эксплуатацию первая нитка шлюза. В связи с большой потребностью в электроэнергии, Рыбинское водохранилище удалось заполнить до нормального подпорного уровня в 102 м только к 1947 году.
К началу Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов здание ГЭС не было доведено до крыши, велись работы по монтажу первых двух гидроагрегатов. В крайне трудных условиях, с использованием временных навесов и брезентовых шатров 18 ноября 1941 года запущен первый гидроагрегат. Выработка электроэнергии Рыбинской и Угличской ГЭС в 1941 – начале 1942 года имела особо важное значение, поскольку в ходе битвы за Москву большинство электростанций Мосэнерго было либо эвакуировано, либо испытывало острый дефицит топлива.
За годы войны Угличская и Рыбинская ГЭС выработали около четырех миллиардов киловатт-часов электроэнергии, освободив для нужд народного хозяйства пять миллионов тонн местного топлива. За бесперебойное энергоснабжение Москвы в военное время коллективу Рыбинской ГЭС было передано на вечное хранение Красное знамя Наркомата электростанций и ЦК профсоюза рабочих электростанций СССР. Большую роль в обороне Москвы и Ленинграда сыграли и судоходные шлюзы станции, через которые прошли миллионы тонн грузов.
Еще при проектировании Рыбинского водохранилища было ясно, что создание такого крупного водоёма с зарегулированным уровнем вызовет серьезные изменения в природе окружающих районов. Такие изменения необходимо было изучать, чтобы в дальнейшем использовать полученные материалы в интересах народного хозяйства, в частности при проектировании и строительстве других водохранилищ.
В связи с этим 18 июля 1945 года на берегах Рыбинского водохранилища был создан Дарвинский государственный биосферный заповедник. Помимо общих задач охраны и исследования природы в естественных условиях перед заповедником была поставлена специальная задача – изучить изменения в природе под влиянием Рыбинского водохранилища. Заповедник получил имя великого английского естествоиспытателя, основоположника эволюционной теории Чарлза Дарвина.
Заповедник расположен на большом полуострове в северо-западной части Рыбинского водохранилища. Две трети территории находятся в Череповецком районе Вологодской области и одна треть – в Брейтовском районе Ярославской области.
Достопримечательность водохранилища – торфяные острова. Рождение плавающих торфяников связано с ушедшими под воду верховыми болотами. Под действием биохимических процессов часть торфяных масс всплыла, часть их осталась под водой, не потеряв связи с почвой. И такие новорожденные острова, сопротивляясь ветрам, словно на якоре удерживаются на месте. На них обитают чайки, утки, кулики.
В заповедных лесах встречаются куницы, горностаи, белки, бобры, выдры, зайцы, рыси. Много в заповеднике лосей, медведей. В последние годы размножились кабаны и волки. Здесь гнездятся занесенные в Красную книгу редкие пернатые хищники: беркут, скопа, орлан-белохвост.
Сейчас Рыбинское водохранилище – один из крупнейших водоемов в России. К его главным функциям можно отнести судоходство, электроэнергетику и биологическую составляющую.
Рыбинская ГЭС вырабатывает 356 МВт ежегодно. На фоне крупных ТЭЦ – это небольшой показатель, зато выработка этого электричества обходится без вредных выбросов. К тому же она обеспечивает резервный запас электроэнергии на случай аварий, не зависящий от внешних факторов.
Рыбинское море активно используется в интересах водного транспорта, являясь частью Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации и узлом речных коммуникаций. Водохранилище обеспечивает на большом протяжении гарантированную глубину четыре метра и фактически является нижней ступенью Волго-Балтийского канала. Создание водохранилища позволило существенно сократить протяженность судовых ходов за счет их спрямления. Так, трасса Рыбинск–Череповец сократилась на 77 км, трасса Углич–Череповец – на 150 км.
Рыбинское водохранилище широко используется, как место для летнего отдыха на его берегах, для водного спорта и туризма. Большое количество туристов и пассажиров, отдыхающих на базах отдыха, ежегодно пересекают водохранилище на пути из Москвы к Волго-Балтийскому водному пути и из Москвы в Нижнее Поволжье.
Когда в стране нормализуется обстановка с коронавирусной инфекцией, безусловно, стоит посетить – этот самобытный уголок русской глубинки с богатой и интересной историей.
Наш корр.