СУДЬБА СЕРАФИМЫ
27 января свой 95-летний юбилей отметила жительница поселка Песочное Серафима Александровна Кашутина
В этот день главным подарком для нее стал приезд из далекого города Красный Сулин любимого сына Александра и внучки Ирины. Они прибыли на юбилей старейшины рода Шаркуновых-Кашутиных с пожеланиями долгих лет жизни от всей многочисленной родни. Юбилярша получила также поздравления от местных властей, от совета ветеранов поселка, от соседей и ныне здравствующих подруг.
Серафима Александровна – удивительная женщина. Ее отличает жизнелюбие, доброта и прекрасное чувство юмора, а едва заметные морщинки, голубые глаза, не замутненные временем, и бодрая походка восхищают песоченцев.
Человек она весьма уважаемый односельчанами, так как всю свою долгую жизнь была патриотом поселка и родного завода. В местном краеведческом музее хранится список 127 песоченцев, награжденных медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Среди них – Серафима Александровна тогда еще Шаркунова.
Серафима Александровна – активный член краеведческого клуба «Песочное на Волге». Со своими единомышленницами Августой Петровой, Алевтиной Астафьевой, Любовью Чистовой и другими долгожительницами поселка она многое сделала для сохранения исторического прошлого Песочного. С их помощью получили второе рождение старые фотографии из архива краеведов, уточнены события и люди, запечатленные на них. Снимки были оцифрованы и стали иллюстрацией исторического пространства.
Кроме этого энтузиасты во главе с Серафимой Александровной делятся своими воспоминаниями, старыми документами, фотографиями, пополняя сведения о ремесленном училище, о заводчанах – участниках войны, об истории самого Первомайского фарфорового завода. Впрочем, квартира Серафимы тоже напоминает домашний музей. Полтора десятка пухлых альбомов с фотографиями, являющимися историческим архивом не только семьи Шаркуновы-Кашутиных, но и поселка Песочное.
Отдельными экспонатами наполнены несколько объемных коробок, где собраны вырезки из газет по актуальным темам развития района и поселка, многие из них – из «Новой жизни».
Стопкой расположились многочисленные тетради со стихами известных и местных поэтов, которые старательно переписаны хозяйкой. Серафима Александровна влюблена в поэзию, она до сих пор член поэтического клуба «Откровение», который работает при Песоченском культурно-досуговом комплексе под руководством Елены Разиной. Стихи в исполнении Серафимы Кашутиной с восторгом принимают зрители и на Рождественских встречах, и на конкурсах, и на календарных праздниках. Читаются они наизусть и всегда эмоционально.
Много лет Серафима Александровна пела в клубном хоре и была его старостой. Обладая музыкальным чутьем, до сих пор трепетно относится к песне, особенно к старинной. В этой женщине столько мудрости и неизбывного интереса к простому счастью и нежеланию терять ни минуты убегающей жизни!
Сима родилась в деревне Сидорово близ станции Лом в большой крестьянской семье Алексея Павловича и Анны Михайловны Шаркуновых, она была шестым ребенком. Долгожительница вспоминает, что семья, благодаря труду всех ее членов, жила в достатке и считалась зажиточной. Но в размеренную крестьянскую жизнь вошли 1930-е годы, началась повсеместная организация колхозов.
Шаркуновы вынуждены были покинуть обжитое место из-за отказа признать новую политику государства, чтобы не попасть в разряд кулаков. Они переехали в соседнюю с Песочным деревню Фефелово. Начинали новую жизнь бедно и трудно. Сначала семья жила в бане у Гугуниных, потом там же в деревне купили старенький дом.
Родители устроились на завод. Отец – в горновой цех подкадчиком дров к печам, а мама стала работать на перезвоне изделий первого обжига в цехе утильного товара. Сима пошла учиться на два года поздней сверстников. Она вспоминает, как ранним утром вместе с другими деревенскими ребятами шла в школу вдоль берега Волги. Наверное, тогда и полюбила девчушка волжские просторы, гудки проплывающих судов, заполошные крики чаек.
Деревянное здание школы располагалась на месте теперешней «Пятерочки». Как не вспомнить Симочке свою любимую учительницу литературы Софью Дмитриевну Новикову, которая была для детей родным человеком, понимала их и помогала, советовала.
Время было трудное для всех, тем более – для такой большой семьи, поэтому учиться Серафиме долго не пришлось – грянула война. В 1941 году 16-летняя девушка устроилась работать в сельпо. Сначала в магазин №3, где заведующим был Александр Николаевич Казберов. Потом последовал перевод в магазин №1 в штучный отдел, где в первые же дни работы у юной продавщицы кто-то стащил балалайку.
Шло время, работала там, куда направляло руководство рабкоопа. В 1942 году старательную, добросовестную девушку перевели в заводскую столовую на раздачу рабочим обедов по талонам.
В то тяжелое время в поселке проживало много женщин и детей, эвакуированных с оккупированных территорий. Потеряв все, они бедствовали больше других. Серафима частенько наливала им добавку супа или щей, которые не так учитывались, как второе блюдо. Со слезами на глазах изможденные люди благодарили девушку.
В 1943 году Серафиму Александровну направили от завода на отгрузку пегматита – камня вулканического происхождения. Пегматит добывали в поселке Чуп, расположенном в заливе Белого моря. Камень дробили и добавляли в массу для изготовления фарфоровых изделий. Ведь города СССР, из которых поставлялось качественное сырье, а это в основном Украина, Ленинградская область, были отрезаны войной.
Фарфор с большим процентом пегматита был качеством ниже, но для изготовления военного ассортимента – фарфоровых изоляторов для электрических проводов, поильников для раненых и другого – он годился. В военное время завод ни на минуту не остановил своей работы.
Девушки и женщины с разных заводов страны жили в общежитии, питались в столовой по карточкам и если перевыполняли норму, им давали добавку ко второму блюду и хлеба. Сима вместе с песоченцами Анной Берестеневой и Шурой Борисовой работала в шахте, где по рельсам мотовозы вывозили пегматит к площадкам. С площадок на тачках девушки везли породу к причалу и грузили ее на плашкоут.
Сима вспоминает, как тяжело было осуществлять погрузку в момент морского прилива, почти по пояс в воде надо было умудриться грузить на качающуюся платформу тяжеленные камни. Выдержали девчонки это испытание, через полгода приехали сменщицы, но эти месяцы показались им вечностью. Серафима Александровна говорит, что в войну везде было тяжело – и в труде и в быту, но все помнили главное, что выстоять и победить можно только преодолевая трудности.
Почти вся жизнь Серафимы Кашутиной связана с заводом. Сорокалетний стаж включил в себя работу в разных цехах на должности хронометражиста, нормировщика и контролера-приемщика. Благодаря своей наставнице Евгении Сизовой, Серафима изучала все тонкости этой профессии.
Отдыхала песоченская молодежь на танцплощадках, которые в народе называли «сковородками». «Сковородок» на разных улицах Песочного насчитывалось почти десяток. Одна из них, на улице Кировской, и стала местом встречи рабочего паренька Коли Кашутина и невысокой, изящной девушки Симы Шаркуновой. Надежное плечо Николая, его крепкая рука и признание в любви сделали свое дело. Сыграли веселую свадьбу и стали жить в семье мужа в соседней с Песочным деревне Чегодайки.
Шли годы, Кашутины и дом выстроили, и сирень посадили для красоты, и яблони для радости, и сыновей родили. В 1950 году – Виктора, а в 1952 – Александра. Николай работал ставельщиком в горновом цехе вместе с классными специалистами обжига Саенко и Жухлистовым. Все шло своим чередом и, казалось, беды минуют семью.
Но недолгим оказался век у сына Виктора, который служил в ракетных войсках в Одинцово и получил большую дозу облучения. Долго лечился, но, как говорит мама, врачи опоздали с операцией, и сын ушел, оставив молодую жену и троих детей.
Потом и сама Серафима осталась вдовой. Сейчас она находит радость в нечастом общении с семьей Александра, с пятью внуками от обоих сыновей, четырьмя правнуками и одной праправнучкой. На главной стене в квартире долгожительницы – лики и лица молодых и не очень людей – всех, кто появился на свет благодаря Серафиме Александровне, любящей маме и бабушке.
Отдельная история этого фоторяда – портрет самой хозяйки, сделанный местным фотографом–любителем. На фотографии женщина, во взгляде которой сквозит забота обо всех живущих на планете, точкой на которой горит поселок с названием Песочное.
Эльвира КОРАБЛЕВА,
председатель Совета ветеранов поселка Песочное