В ТАКОМ ОГНЕ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЕ НЕ УЦЕЛЕТЬ!
В промзоне рыбинского микрорайона Слип в тестовом режиме запущена установка термической переработки биологических, медицинских и твердых бытовых отходов (УПО), где при экстремально высокой температуре при отсутствии воздуха у опасных микробов нет шансов на выживание.
Оператор установки Дмитрий Мейер с помощью грузоподъемника – тельфера сначала поднимает с земли, затем перемещает по металлической балке к люку загрузочного бункера мешок с пищевыми отходами и пластиковыми бутылками и пакетами. Подвластно легкому движению руки мешок отцепляется и падает вниз – во чрево пузатого реактора. В этот реактор емкостью 500 литров могут поместиться десять таких мешков. При температуре до 800 градусов мешки и их содержимое из твердого состояния переходят в газообразное. Затем газ переходит в цилиндрический дожигатель, который спроектирован по принципу камеры сгорания авиадвигателя. Там при температуре до 2000 градусов бациллы сибирской язвы, вирусы африканской чумы свиней, бактерии хеликобактер пилори, возбудители гепатита В и С и прочие вредоносные «малыши-плохиши» сгорят без следа.
А, может быть, в блестящую трубу установки все-таки вылетает загрязняющая атмосферу гадость?
– К нам приезжали специалисты из лаборатории Ярославского филиала ЦЛАТИ и экотоксикологии Академии наук России города Москвы, проводили замеры вредных выбросов в атмосферу установки УПО для каждого класса отходов – медицинских, биологических и твердых бытовых. Замеры проводились, в том числе, на диоксиды и фураны. У нас есть ветеринарное удостоверение и положительные санитарно-эпидемиологические заключения для работы установки, – говорит руководитель рыбинской фирмы-разработчика «Веоттекс» Илья Новиков.
Один дотошный специалист спустя полчаса работы установки поспорил с ним:
– Я сейчас посмотрю фильтр в выхлопной трубе – он будет черный.
Посмотрел и удивился: «Надо же, фильтр – белый!».
В процессе термической переработки отходов в трубу улетучиваются углекислый газ и водяные пары. Твердые частицы, которые не сгорели в дожигателе, при помощи известкового молочка превращаются в гипс. В течение месяца получается несколько килограммов такого гипса. Но использовать его для изготовления скульптур и при строительстве нельзя из-за содержания в нем химически вредных веществ четвертого класса опасности. Ему место на полигоне твердых бытовых отходов «Аксеново». Именно туда до сих пор из Рыбинска и Рыбинского района отправляли всевозможный бытовой мусор. Биологические и медицинские отходы по идее должны везти в Ярославль, где имеется установка по их утилизации. Но не все и не всегда это делают.
– Мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда владельцы личных подворий и фермеры закапывают или просто выбрасывают туши умерших животных или отходы, которые образуются при их разделке, – отметил заместитель главы Рыбинского района Александр Малышев.
– Проблема утилизации биологических отходов особенно обострилась сейчас, когда Ярославская область оказалась перед угрозой распространения африканской чумы свиней, – подчеркнул значимость установки УПО начальник отдела по охране окружающей среды районной администрации Владимир Конов, который курирует реализацию областной и муниципальной целевых программ по сбору и утилизации твердых бытовых отходов на 2011–2014 годы.
Установка по обезвреживанию медицинских и биологических отходов производительностью 3000 кг в сутки появилась весьма своевременно. Она позволяет кремировать умерших животных безопасным для человека и окружающей среды способом.
Разработали установку УПО рыбинские конструкторы ООО «Веоттекс», а изготовили ее на питерском предприятии «ЭнергоКапитал», которое специализируется на производстве модульных и газовых котельных. Стоит добавить, что первая такая установка уже используется в Екатеринбурге, вторая запущена в Рыбинске. Таким образом, Рыбинск и Рыбинский район могут глобально решить проблему утилизации медицинских, биологических и твердых бытовых отходов. Уже имеются договоренности фирмы «Веоттекс» с сельхозпредприятиями Рыбинского района об утилизации биологических отходов путем термической переработки.
Александр СЫСОЕВ
(Газета «Новая жизнь» №38 от 27.09.12)