«Я ТОЖЕ РАБОТАЛА В СОБЕСЕ», – ВСПОМИНАЕТ ЕЛИЗАВЕТА НОВОСЕЛОВА
Начальник управления труда и социальной поддержки населения администрации Рыбин-ского района Любовь Степанова приехала в поселок Лом, чтобы от всех тех, кто сегодня помогает ветеранам района достойно жить, поздравить с 90-летним юбилеем свою коллегу Елизавету Петровну Новоселову.
Родилась она в семье русских финнов, в 60 километрах от Ленинграда – на территории, которая до 1920 года принадлежала Финляндии. Поскольку население там было смешанным, общеобразовательные школы были русскими и финскими, обучение в них велось на соответствующих языках. Елизавета училась в финской, а когда закончила 7 классов, все финские школы перевели на русское обучение. Девчонка училась неплохо, после школы хотела поступить в институт, но с ее русским возникли проблемы. Пришлось оставить мечты о высшем образовании и пойти работать в сельпо счетоводом. А тут началась война…
В июле 1941 года железную дорогу на Ленинград, которая проходила рядом с их населенным пунктом, разбомбили. Путь в город был отрезан. С одной стороны – финны, с другой – немцы, деваться некуда, поэтому местное население ушло в леса. Люди оказались в полной изоляции. Не знали, что разбит мост через Волхов, что в сентябре сомкнулось кольцо блокады. Эвакуировать людей из лесов в тыл страны начали 20 октября. Сначала вывозили на машинах, затем рассаживали по железнодорожным вагонам.
– Ехали мы долго, примерно 10 суток, – вспоминает Елизавета Петровна. – Очень хотелось есть, поэтому мы не выдержали и сошли с поезда в надежде найти хоть какое-то пропитание. Это было на станции Свеча, в одном из райцентров Кировской области. Там и остались.
Работать Елизавета пошла туда, где приютили и дали кусок хлеба – в колхоз. Стала счетоводом. А в 1944 году грамотную девушку перевели в районный отдел Гособеспечения.
– Так что я – ваша коллега, – сказала Елизавета Петровна после поздравлений и добрых слов, от души сказанных в ее адрес, вручения цветов и подарков. И охотно поделилась своими воспоминаниями:
– Я ведь тоже работала в собесе с 1944 года, только во время войны организация называлась Районный отдел гособеспечения. Было это в Свечинском районе Киров-ской области, куда нас эвакуировали из-под Ленинграда. В отделе трудились пять счетоводов и два инспектора.
Работа была тяжелой. Инспекторы пешком ходили по деревням и составляли списки семей погибших, вдов, матерей, а потом назначали им пособия. Каких-то баз данных тогда не было, как и точных списков погибших. Верили только похоронкам, пропавших без вести не учитывали. Елизавета Петровна вспоминает, что особенно тяжело и больно было напоминать людям об их горе, видеть слезы на их глазах.
Инспекторы обследовали жилищные условия семей. Самым бедным семьям с детьми выдавали гуманитарную помощь от союзников-американцев: одежду, обувь, постельные принадлежности. Еды в «американских подарках», как их тогда называли, не было, а голод был страшный.
После войны Елизавета стала искать родственников, чтобы держаться всем вместе. В 1948 году с мамой приехала на станцию Лом. Жизнь стала налаживаться – купили дом, вышла замуж, надо было растить троих детей да и заботиться о маме, которая, как бывшая колхозница, не получала пенсию.
Так пролетели годы, и на 90-летний юбилей Елизаветы Петровны Новоселовой в Лом приехали со своими семьями две дочки, сын, четверо внуков, пять правнуков. В доме едва хватило места. Бабушке пожелали прожить, самое меньшее, до ста лет, ведь она еще полна сил – управляется с козой, сама косит для нее траву, хлопочет в огороде.
Светлана БУДИЛКОВА
(Газета «Новая жизнь» №33 от 23.08.12)