ЛИДЕР КОМАНДНОЙ ИГРЫ
Биография нашего земляка Бориса Громова достойна сценария хорошего фильма
о людях советского времени, первопроходцах ядерной энергетики
Однажды Кристина Комиссарова, одна из лучших учениц Арефинской школы, частый посетитель сельской библиотеки, заинтересовалась книгой Анатолия Вишнякова «Сретенская школа. Аннинское училище». В книге упоминается ученый-физик Борис Федорович Громов. Поскольку физика – любимый предмет Кристины, она поделилась находкой со мной – своим учителем. Это и стало началом нашей совместной исследовательской работы.
В Википедии нашлась краткая, но емкая информацию о вкладе Бориса Федоровича в развитие атомной энергетики. Стало интересно, какими качествами обладал человек, родившийся в небольшой деревеньке, и как эти качества помогли ему достичь таких высот в науке? Информации о личности ученого-физика было недостаточно, и мы занялись поиском.
В Сретенской школе, где, как это было сказано в книге, учился Громов, среди выданных свидетельств об окончании учебного заведения не было такой фамилии. Позднее выяснилось, что Борис посещал эту школу в начале Великой Отечественной, во время бомбежек в Рыбинске.
Затем мы продолжили поиск в городе Обнинске Калужской области, где более 50 лет ученый жил и трудился в Физико-энергетическом институте имени А.И. Лейпунского. Вся трудовая биография ученого была связана с этим институтом, где он прошел путь от старшего лаборанта до заместителя директора института и руководителя научного направления.
Научный сотрудник музея истории города Обнинска Виктория Токарева любезно предоставила фото из архива и пригласила посетить музей.
Затем мы написали в Физико-энергетический институт и получили письмо от Юрия Фролова, начальника управления делами, который знал Громова лично и даже издал о нем книгу – «Лидер командной игры». Юрий Викторович прислал книгу арефинцам в подарок.
Из этой книги мы почерпнули самую ценную информацию. Борис Громов учился в школах №1 и 3 города Рыбинска. В Рыбинском городском архиве нашли ценнейшие документы – ведомости успеваемости 30-х годов. Конечно, будущий ученый учился в основном на «хорошо» и «отлично», дисциплина всегда была на «отлично». Среди немногих одноклассников Борис занимался общественной работой, значит, к нему уже в те годы было доверие.
В книге есть рассказ самого Бориса Громова – о его жизненном пути. Родился он 11 мая 1927 года в деревне Стрябково Большесельского района Ярославской области. Отец Громова – крестьянин, впоследствии стал учителем и заместителем директора школы №1 города Рыбинска, а затем – заведующим кафедрой философии Ярославского медицинского института. Мать до переезда семьи в областной центр работала в колхозе.
По воспоминаниям мамы, Борис с детства не отличался богатырским здоровьем. В 17 лет был ростом 150 сантиметров и весом 40 кг. В 1945 году, успешно окончив школу, поступил в Московский энергетический институт, и в 1951 году закончил его с отличием. Лекции для студентов в то время читали нобелевские лауреаты Андрей Сахаров, Павел Черенков и другие известные ученые.
Уже в институте Борис начал работу в области ядерных энергетических установок. Георгий Тошинский, однокурсник ученого, который в свои 90 лет и сейчас продолжает работать в ФЭИ, вспоминает, что Борис во время учебы был старостой группы. В 1947 году для работы в области атомной энергетики были отобраны 12 студентов из полутора тысяч.
В вузе Борис не только отлично учился, но и развивал себя физически, серьезно занялся спортом – волейболом и лыжами, хотя поначалу его определили в подготовительную группу по физкультуре. Увлечение спортом он пронес через всю жизнь. Зоя Ивановна Громова, супруга ученого и его коллега, вспоминает, что Борис Федорович также очень любил читать, слушать и петь русские песни и романсы.
Громов был человеком дела, не бросал слов на ветер, и эти же качества ценил в людях. Настоящий интеллигент, целеустремленный, с высоким чувством ответственности за порученное дело, он был одновременно и мягким, и достаточно жестким в решающие моменты. А таких моментов было немало, поскольку ядерная энергетика в то время только начинала развиваться, случались аварии, гибли люди. Именно в таких сложных ситуациях Борис Федорович Громов проявлял лучшие человеческие качества, организаторские способности.
В жизни ученый был аскетичен, скромен и никогда не афишировал свои заслуги. Анна Владимировна Ивер-Науменко, племянница Громова, вспоминает, что Борис Федорович научил ее не кичиться своими знаниями, сомневаться, даже когда решение кажется однозначным, переживать неудачи мужественно, а похвалу принимать со скромностью.
Бориса Федоровича Громова по праву можно назвать основателем уникального научного направления. Ученый впервые в мире обосновал атомную энергетическую установку с жидкометаллическим теплоносителем, ставшую прообразом последующих реакторов для атомных подводных лодок, что поспособствовало поддержанию военного паритета в период «холодной» войны. В дальнейшем работал в области применения опыта оборонных разработок в гражданской энергетике. Был удостоен Ленинской и Государственной премий, награжден орденами и медалями, ему присвоены Почетные звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», действительный член Нью-Йоркской академии наук.
Вот так сложилась судьба простого мальчишки из крестьянской семьи.
Анна КАЛАЧЕВА,
учитель физики Арефинской школы