КОМСОМОЛЬСКАЯ ВОЕННАЯ ЮНОСТЬ
В год 100-летия комсомола в «красный день календаря» 7 ноября жительница поселка Юбилейный Зоя Александровна Сушенкова отметила 92-й день рождения.
Перелистывая страницы своей жизни, Зоя Александровна интересно рассказывает о себе, и говорит, что для нее теперь каждый день рождения – как юбилей. Родилась она в городе Кинешма Ивановской области, в дружной многодетной семье. Детство отняла война, послав невиданные испытания. Эхо войны и сегодня раскатывается в ее памяти.
– Когда началась война, мы не совсем понимали, кто такие фашисты и не очень-то испугались этой войны, – начинает рассказ Зоя Александровна. – Мы знали, что бои идут где-то далеко от нас, и что война долго не продлится, так как наша Красная армия всех сильней, об этом нам постоянно твердили в школе. Но в начале войны немецкая армия оказалась сильнее, и наша армия с тяжелыми боями отступала, неся большие потери. Только тогда мы поняли, что это надолго. Уходили на фронт наши отцы и братья, мы провожали их с железнодорожного вокзала. Когда пошли они по вагонам и поезд тихо тронулся, на вокзале стоял истошный крик наших мам. Нам очень жалко было маму, она много работала и мало спала. На ее плечи легла забота о семье, содержать которую было нелегко, ведь нас у мамы было трое.
В начале войны Зоя поступила в техникум, но учились студенты мало, в основном работали на трудовом фронте. Город Кинешма был небольшой, женщины трудились на небольших производствах, а жили своим хозяйством, огородом, да еще занимались надомным трудом.
В войну женщины хлебнули горя больше всех – их забирали рыть противотанковые рвы и валить лес. В городе часто объявляли воздушную тревогу, и Зоя с родными бежали в бомбоубежище, захватив с собой заранее приготовленные теплые вещи, потому что в бомбоубежище всегда было холодно.
Весной дети и подростки копали землю под картошку, летом – заготавливали, сушили, убирали сено для хозяйства, зимой – ездили на больших санках в лес за дровами. Помогали маме во всем.
– Нам не хотелось вставать утром рано и идти по морозу в лес, за несколько километров, – вспоминает Зоя Александровна. – Но мы не могли ослушаться маму, надо – значит надо. Очень уставали, хотелось есть. Нашей маме повезло – она купила в столовой мешок перемороженной картошки. Ночью натирала картошку на терке, добавляла немного муки и жарила нам оладьи. Вот мы, бывало, придем в лес, наедимся этих оладий, они были хоть и холодные, но нам казались очень вкусными. Начинаем пилить деревья, обрубать сучья и укладывать стволы на сани. А в стране повсюду начался голод. Хлеба давали по талонам по четыреста граммов на человека. Мама разрезала хлеб на равные части и говорила: «Можете есть целый день, а можете съесть все сразу». В магазинах не было ничего. Вместо мыла хозяйки варили щелочь и в ней стирали и кипятили белье.
В техникуме, где училась Зоя, студентов не кормили. Осенью студенты не учились – их посылали убирать на колхозном поле урожай. После рабочего дня разрешали разжечь костер и печь картошку в золе. Иногда давали колхозного молока, и это уже было райское наслаждение.
В 16 лет Зою и других студентов приняли в комсомол. Это было огромное и значимое событие в ее жизни. Зоя очень волновалась, что может быть недостойна звания комсомольца, хотя училась на «отлично» и трудилась изо всех сил, занималась общественной работой. В райкоме комсомола вручили комсомольские билеты и значки. Это был настоящий праздник, о котором хотелось всем рассказать.
А первым серьезным экзаменом для комсомолки Зои стала помощь раненым в госпитале. В Кинешме и Кинешемском районе были организованы 10 госпиталей, куда раненые поступали по железной дороге в теплушках. Комсомольцы помогали медперсоналу, убирали, стирали белье и бинты. От рассказов бойцов о событиях на фронте, о подвигах и отваге воинов – замирало сердце.
С комсомольцев спрашивали, как со взрослых – по закону военного времени. Посылали работать на лесоповал, где заготавливали дрова для электростанции, на торфопредприятие – заготавливать торф. Обуви и одежды для таких работ у комсомольцев не было. Но присутствия духа не теряли, слушали сводки Совинформбюро и свято верили в Победу.
– На нашей улице уже многим семьям принесли похоронки, – продолжает Зоя Александровна. – Помню, на Первомай зашла к подружке, у которой погиб отец, хотела ее поддержать, но увидела там удручающую картину. За столом сидели четыре женщины с нашей улицы, поминали своих погибших мужей, а на столе у них стояло блюдо пустых щей и блюдце с горчицей, в которое макали черный хлеб. По лицу у них текли горькие слезы и, глядя на них, мы тоже плакали.
В 1944 году студентов от техникума направили работать на восстановление города Воронежа. Это был «мертвый город». Его два раза сдавали немцам и два раза возвращали, здесь были кровопролитные бои и огромные потери наших солдат. Город представлял собой одни руины, и студентам казалось, что его никогда не восстановить. В огромном городе было несколько уцелевших зданий, а все остальное – кучи кирпича и бетона. На краю улиц вбили толстые шесты с указаниями названий бывших улиц. Прохожих на улицах было мало, люди восстанавливали город, а вечером шли ночевать в свои подвалы.
– Нас поселили за городом, в молодежное общежитие, – рассказывает Зоя Александровна. – Окна здания были заложены кирпичом. В комнатах мы жили по восемь человек, не было никакой мебели, кроме железных кроватей и тумбочек. Сначала мы никак не могли заснуть – в тумбочках возились огромные крысы. Мы со страху закрывались одеялом с головой, а они бегали по нашим спинам. Утром я обнаружила, что моя кожаная сумка, которую собрала мне мама, съедена крысами, и от нее осталась только железная пряжка. А через неделю у нас в белье завелись вши. Мы с подругой пошли к нашему начальнику и ревели горючими слезами. Спустя время мы переехали, закончили ускоренные курсы маляров-штукатуров. Трудились без выходных, по двенадцать часов в день, и не знали никакого отдыха.
Односельчане из поселка Юбилейный говорят, что тепла души Зои Александровны хватает на всех, она дарит людям свою искренность и любовь. Приятно видеть ее добрые, лучистые глаза, общение с ней – всегда праздник. Зоя Александровна многие годы – преданный и верный друг библиотеки, она с детства любит читать книги. Говорит, что книга – друг, который никогда не предаст и в нужную минуту поможет быть оптимистом. Впрочем, ее комсомольская юность тоже достойна отдельной книги.
Нина КИСЕЛЕВА,
библиотекарь поселка Юбилейный