«БАМОВСКАЯ РОЗОЧКА»
Житель поселка Тихменево Иван Александрович Логинов проходил армейскую службу на строительстве БАМа. С 1974 по 1976 года он служил в строительных войсках. А военнослужащие железнодорожных и строительных войск строили дорогу в «добровольно-принудительном» порядке. Сейчас Ивана Александровича нет в живых, о его работе на БАМе рассказала вдова Александра Федоровна.
В апреле 1974 годa состоялся XVII cъезд ВЛКСМ, на котором БАМ был объявлен комсомольской ударной стройкой. Молодежь страны активно привлекалась к строительству магистрали. На строительство БАМа, где широким фронтом развертывались работы, в первую очередь направили солдат. Работал рядовой Логинов трактористом, бульдозеристом, занимался планировкой и отсыпкой дорожного полотна.
Он писал из армии своей жене: «Местность на БАМе болотистая, тундра – летом комары, зимой лютые морозы, пронзительно-холодные обжигающие ветра. Был случай: под лед провалилась машина со строительными материалами, и солдат, пока дошел до берега, оказался как в стеклянном костюме. Беднягу в чувство приводили спиртом. По дороге с работы замерзнешь так, что готов уйти с головой под воротник своего бушлата. Придя в вагончик, моментально засыпаешь под завывание печной трубы».
14 сентября 1975 года было уложено «серебряное» звено линии Тында–Чара. Мехбат – подразделение, в котором служил Иван Логинов, – отправили из Тынды. Как и все подобные части, мехбат стоял на, так называемой, «отсыпке». Это означало, что прямо на маревое болото сверху был насыпан песок общей площадью около 3 квадратных километров. Толщина слоя песка составляла около 1 метра. На этой «отсыпке» и размещался механизированный батальон со всей своей инфраструктурой.
Получалось, что батальоны фактически круглогодично жили на болотах. Болотные болезнетворные микробы приводили к тому, что любые раны на теле не заживали, а начинали долго и мучительно гнить. Даже незначительный комариный укус, который был расчесан, мог привести к образованию незаживающей воронки, гниющей прямо до самой кости. Среди военных это называлось «бамовской розочкой».
Работали с энтузиазмом, в труд вкладывали и силы, и душу, хотя условия были очень тяжелые. Строители Байкало-Амурской магистрали, безусловно, совершили трудовой подвиг. БАМ востребован и в наше время, поскольку имеется большой интерес к богатому ценными природными ресурсами региону.
Зоя КРЕСТЬЯНОВА,
председатель Совета ветеранов
Тихменевского поселения