НЕЧЕРНОЗЕМЬЕ – ЗОНА БЛАГОПРИЯТНОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
Нечерноземье – слово, обозначающее обширные просторы России. Еще в советское время с 1974 по 1989 годы, государство – впервые и однажды – обратило серьезное внимание на сельские территории нечерноземных областей страны и вложило в их развитие серьезные средства. Сегодня подобная программа вновь крайне необходима землям, по праву считающимся сердцем России. Об огромном потенциале Нечерноземья и первоочередных мерах по его возрождению мы побеседовали с председателем Ярославской областной Думы Михаилом Боровицким.
– Михаил Васильевич, вы обозначили необходимость комплексной программы развития Нечерноземья перед Президентом и премьер-министром нашей страны?
– Да, впервые Ярославская областная Дума еще несколько лет назад при поддержке ряда областей Нечерноземья поставила вопрос на самом высоком уровне о необходимости формирования специальной программы поддержки Нечерноземья. По результатам нашего обращения Министерство сельского хозяйства России увеличило финансовую помощь труженикам села. Например, утверждены программы поддержки известкования кислых почв, восстановления мелиоративных систем, повышен коэффициент несвязанной поддержки для сельхозпредприятий нечерноземной зоны. С этого года действует программа пятидесятипроцентной компенсации приобретения техники и оборудования для предприятий, занимающихся льноводством. Но все это вместе и по отдельности – капля в море, этого крайне недостаточно!
– Почему?
– Потому что подавляющее большинство сельхозпредприятий Нечерноземья настолько ослаблены экономически, что этими мерами поддержки просто не могут воспользоваться. За последние четверть века утерян кадровый, технологический потенциал в сельхозотрасли в регионах Центральной России и других областей Нечерноземья, молодежь уезжает из сел, специалисты не хотят туда ехать – разрушена социальная инфраструктура, нет жилищной, зарплатной мотивации. И это ни для кого не секрет! Потому на заседании Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ, состоявшемся 27 апреля в Таврическом дворце Санкт-Петербурга, я еще раз обозначил перед Президентом России Владимиром Путиным основные направления реализации программы по возрождению Нечерноземья и сделал акцент на необходимости разработки и реализации этой программы на самом высоком государственном уровне.
– Какие же это направления?
– Суть проблемы заключается в том, что последние четверть века происходила централизация ресурсов в крупных городах за счет сельских территорий. Это в итоге привело к деградации и депопуляции села. Главное сейчас – повернуть процесс вспять, поддержать традиционные отрасли сельского хозяйства, исторически развивавшиеся на нашей земле. Тысячелетиями наши предки занимались здесь растениеводством и животноводством. Абсолютно неправильно считать Нечерноземье «зоной рискованного земледелия».
Нечерноземье – сердце России, колыбель русского государства, а отнюдь не Богом забытый край. И первое преимущество наших земель с точки зрения занятия сельским хозяйством – это большое количество влаги, рек и озер, дождей и снега для того, чтобы обеспечивать достаточный урожай зерновых даже в самые неурожайные годы! Как сказал великий русский агрохимик Дмитрий Прянишников, Нечерноземье – это единственная территория, способная ликвидировать скачкообразные результаты в сельхозпроизводстве именно благодаря достаточной влажности. Второе преимущество – отличные природные условия для занятия молочным животноводством благодаря высокой скорости прорастания травы – основной пищи крупного рогатого скота. Наше Нечерноземье входит, в том числе, и в северо-западную часть России, которая является одной из трех территорий нашей планеты наравне с Австралией и Новой Зеландией, а также Западной Европой, где природа создала и поддерживает такие условия. Третье, у нас прекрасные возможности для овощеводства, притом, что существует огромный рынок сбыта в крупных городах центральной России, столичной агломерации. И наравне с производством зерна, овощей и молочного животноводства, в первую очередь необходимо поддержать стратегически важную для России отрасль льноводства. Северо-запад нашей страны – идеальная территория для выращивания льна, который важен не только как сырье для производства тканей, в том числе тонких, для шитья одежды и домашнего текстиля, но и как сырье для оборонной промышленности. Недаром лен считается «золотой» культурой 21 века, и, например, обмундирование для американской армии до сих пор шьется изо льна. Более того, уже возможно применение технологий производства пороха не из хлопкового, а из льняного сырья. Так что не нужно придумывать и экспериментировать – достаточно поддержать и укрепить то, чем исторически занимались на земле наши предки, много поколений жителей Нечерноземья.
– Если говорить о нашей Ярославской области, то какие особенности нашего сельского хозяйства должны быть выделены в возможной программе господдержки?
– Опять же не нужно ничего придумывать. Именно в Ярославской области была выведена собственная порода молочных коров – Ярославка, собственная порода овец – Романовская. Сейчас они на грани исчезновения, и если допустить его, то это будет огромной экономической потерей для всей страны. За те 15 лет, когда советское государство реализовывало программу Нечерноземья и вкладывало немалые средства в сельские территории, у нас появились и птицеводческие предприятия, и свинокомплексы. Рядом вырастала инфраструктура – жилые дома, детские сады, школы, поликлиники. Люди перестали уезжать из села, работали, рожали и растили детей. До сих пор держатся за свою социальную инфраструктуру, созданную в тот период, такие крупные сельхозпроизводства, как «Ярославский бройлер», «Пахма». К сожалению, такая картина сейчас – скорее исключение. В большинстве сел закрываются фельдшерско-акушерские пункты, детские сады, школы – некому в них ходить, не на что ремонтировать, уезжает народ… А для того, чтобы новые специалисты приезжали, создавали семьи, строились, получали квартиры, рожали и растили детей, делается ничтожно мало.
– В чем заключается основная роль верховной власти, государства, если такая программа будет разработана и принята?
– В первую очередь, программа поддержки и развития Нечерноземья должна быть комплексной. И только у российского правительства есть компетенции, чтобы экономические, социальные и другие аспекты программы были скоординированы, реализовывались в едином ключе. Необходимо определить основные точки роста территорий, сформировать ту модель села, конкретной территории, какой она должна быть, какой мы хотим ее видеть завтра и через много лет. Ведь помимо сельскохозяйственного потенциала у множества сельских территорий Нечерноземья – огромный исторический, а значит, туристический потенциал, который можно и нужно развивать. Далеко за примером ходить не надо: наше село Вятское, ставшее самой красивой деревней России, сегодня принимает тысячи туристов, там дают концерты звезды мировой величины.
– В чем вы видите сегодня ваши первоочередные задачи как инициатора, «лоббиста» новой государственной программы поддержки Нечерноземья?
– Именно в этом – в продвижении, лоббировании. Чтобы о ней узнало как можно больше законодателей, членов правительства, общественников, чтобы она получала все больше сторонников. Мы уже привлекли на свою сторону многих единомышленников, в том числе и из высшего эшелона власти. И будем продолжать, поскольку без активного лоббирования этой программы, без постоянного привлечения внимания к ней ничего не получится. В России слишком много проблем, требующих политических, экономических решений власти, но развитие Нечерноземья – одна из самых важных, на наш взгляд. И мы надеемся, что нам удастся буквально продавить эту программу на государственном уровне! Во всяком случае, используем для этого все наши ресурсы, делаем все возможное.