ЗЕМЛИ СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ: ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Из всех существующих категорий земель: земли запаса, земли населенных пунктов, земли промышленности и т.п., только земли сельскохозяйственного назначения непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности. Земли сельскохозяйственного назначения занимают около четверти всей территории Российской Федерации.
Виды использования земель сельскохозяйственного назначения – пашни (на них приходится основная часть сельскохозяйственных угодий), пастбища, сенокосы, пруды для разведения рыбы и т.д. От их состояния и продуктивности зависит продовольственная безопасность государства. На земле работает немалая часть населения страны – сельские жители составляют четверть россиян.
Плодородие земель сельскохозяйственного назначения представляет собой способность грунта удовлетворять потребности культурных растений. Для поддержания надлежащего качества почвы должны проводиться мелиоративные мероприятия собственниками земель в процессе осуществления их деятельности.
При неиспользовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, как юридическими лицами, так и гражданами, то есть допущении зарастания земельных участков древесно-кустарниковой и сорной травянистой, а также при нарушении плодородного слоя почвы (произведенного без разрешения уполномоченного органа), как юридические лица, так и граждане привлекаются к административной ответственности. Длительное не использование земель сельскохозяйственного назначения может привести к изъятию (конфискации) земель у собственника.
Земли сельскохозяйственного назначения могут сокращаться не только в силу воздействия неблагоприятных факторов естественного или антропогенного происхождения, но и в следствии перевода земель в другие категории.
Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. Вот некоторые из них:
— консервация земель;
— создание особо охраняемых природных территорий или отнесение земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
— изменение черты населенных пунктов;
— размещение промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу);
— включение непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или запаса.
В случае изменения категории земельного участка, собственнику земельного участка необходимо обратиться в Единый государственный реестр недвижимости, сообщить о новом статусе земельного участка и в дальнейшем оплачивать земельный налог в соответствии с новой категорией земельного участка.
При не предоставлении сведений об изменении статуса земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости, земельный участок продолжает являться землей сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.
Если на территории, относящейся к данной категории, не осуществляется деятельность, связанная с сельскохозяйственным производством на протяжении установленного указанным законом срока, предусматривается административная ответственность:
— ч. 2 . ст. 8.7 КоАП РФ – невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель для граждан – от 20 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц – от 50 до 100 тысяч рублей, для юридических лиц – от 400 до 700 тысяч рублей.
При проведении работ на участке сельскохозяйственного назначения, связанных со строительством, и, как следствие, нарушении плодородного слоя почвы предусматривается административная ответственность в размере:
— ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ – самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы для граждан – от 1 до 3 тысяч рублей, для должностных лиц – от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей плюс возмещение нанесенного ущерба;
— ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ – уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления для граждан – от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей, для юридических лиц – от 40 до 80 тысяч рублей плюс возмещение нанесенного ущерба.
Обращаем внимание землепользователей: земли сельхозназначения являются особо ценными естественными ресурсами государства.
В настоящее время особую актуальность приобрел вопрос о рациональном использовании территорий, отведенных для осуществления с/х производства и прочей деятельности, с ним связанной. Необходимо учитывать, что земля, как и прочие природные ресурсы, присутствуют в ограниченном количестве. Вместе с этим, она выступает как основной источник продуктов питания населения. Для сохранения и обеспечения восстановления продуктивности почвы должны выполняться соответствующие мероприятия. Однако выполнять их необходимо рационально и грамотно.
Светлана РОЗОВА,
начальник отдела сельского хозяйства управления АПК, архитектуры и земельных отношений администрации Рыбинского района
Марина СЕРГЕЕВА,
государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ярославской области