Погода

УНЕСЕННАЯ ВРЕМЕНЕМ «ЯНА»

Оказывается, еще до строительства Рыбинской ГЭС, на реке Колокша колхозниками была установлена небольшая гидроэлектростанция, которая снабжала электричеством часть левобережья. А на фермах колхоза «Яна» вода из колодцев поднималась при помощи энергии ветра. Такие передовые методы внедрял председатель колхоза. Об этом вспоминает жительница поселка Песочное, ветеран педагогического труда Вера Ивановна Селезнева – дочь того передового председателя и сноха основателя колхоза.

СЕЛЕЗНЕВЫ
В своем почтенном возрасте обладая безукоризненной памятью, делится Вера Ивановна воспоминаниями о времени и о людях, стоявших у истоков новой модели сельскохозяйственного производства. Своим трудом эти люди претворяли в жизнь проект, придуманный для того, чтобы рожденная революцией молодая советская республика встала в один ряд с развитыми странами.
Левый берег Волги, где прошло детство и юность Веры Ивановны, – красивейшие места. Крутые берега, песчаные отмели, косы черемух над Волгой, рябины на угорах близ многочисленных деревень, стайки берез по подлесью, смолистая рать елей и сосен – эта красота навсегда запала в ее сердце. Вера Ивановна, будучи бессменной солисткой песоченского хора ветеранов «Волжские напевы», воспела любимый край в стихах, на которые написаны песни.
Любят в Песочном слушать в исполнении хора эти песни о Волге, о березке и шумливой Колокше, когда «…казались страсть глубокими ее бочажки, казались страсть высокими ее берега…», и о родном доме в конце деревни. А когда зрители стоя аплодируют пожилой, уважаемой в поселке солистке, в ее памяти возникают росные поля, звон косы за околицей и любимые родители.
Сельскохозяйственные угодья, расположенные на левобережье, принадлежат сегодня ООО «Шашково». До него на этих землях располагался Госплемзавод имени XVI партсъезда. А еще раньше здесь находились несколько небольших колхозов, созданных в период коллективизации. Названия этих колхозов были созвучны революционной патетике того времени — «Свободная деревня», «Память Ильича», «Прибой», «Светлый путь», «Победа». И только романтичное имя «Яна», данное одному из коллективных хозяйств, выбивалось из этого ряда.
Корни образования колхоза «Яна» уходят в далекий 1924 год. Связано это название с семьей Александра Ивановича и Евдокии Леонтьевны Селезневых, проживавших в деревне Дора, которая входила в состав православного прихода села Яна Мологского уезда. Располагалась деревня на речке с таким же названием. Петляющая по лесным чащам и травянистым полям Яна своей прозрачной водой питала Мологу, в которой водилось множество рыбы. Нынче и речка, и населенные пункты скрыты под волнами Рыбинского моря.
Несмотря на сегодняшние утверждения о богатой жизни в Мологе, Вера Ивановна помнит, что крестьяне там жили бедно. Основными источниками существования людей были торф, сено и рыболовство. Еще на побережье Яны заготавливали знаменитую янскую сосну, известную с петровских времен. В двадцатые годы сельчане получали от государства «твердое задание» на ее вырубку. В надежде на лучшую долю глава семьи Селезневых вместе с тремя сыновьями решил переехать на рыбинскую землю – в деревню Беловское Федюшинского сельсовета. Поселились в бывшем помещичьем доме.
Братья Иван, Яков и Виталий уже имели свои семьи, надо было обживаться и думать о будущем. Вот тогда сметливые мужики на семейном совете решили создать свое крестьянское объединение. Артель назвали в память о малой родине «Яной». Просуществовала она четыре года, а потом на ее основе был создан колхоз с таким же названием. Селезневы работать в этом колхозе не стали – переехали в Песочное. Будучи хорошими плотниками, мужчины общими усилиями подняли дома. Виталию и Якову – на улице Ленинская, а Ивану, будущему свекру Веры Ивановны, – на улице Новая.

ИВАНОВЫ
Тем временем другая семья из Мологского края, из деревни Березохоть, в поисках лучшей доли переселилась на Украину – на хутор Бедивка близ города Старобельска. Это семья Ивана Александровича и Анны Павловны Ивановых с двухлетней дочерью Верой (нашей рассказчицей) и восьмилетним сыном Витей. Глава семейства за ум и смекалку был выбран председателем колхоза. Ивановы поселились в настоящем доме с деревянными полами, в то время как большинство жилищ составляли мазанки. Земляные полы в мазанках не мыли, а подмазывали глиной и застилали полынью от насекомых – вечных спутников нищеты. В колхозе работали украинцы, русские, немцы и поляки. Однако неурожай и голод на Украине в 1930-х годах заставил Ивановых вернуться обратно в Россию. Но в Мологский край – в связи с предстоящим затоплением – было уже нельзя. Поэтому приехали на рыбинскую землю.
В 1938 году Ивановы купили хороший пятистенный дом с пятью окнами налицо в деревне Гундериха Федюшинского сельсовета, который позже перевезли в Торлопово. Учитывая украинский опыт, главу семейства назначили председателем колхоза «Яна», существовавшего со времен селезневской артели. Центральная усадьба «Яны» находилась в Новом поселке, построенном мологжанами. В колхоз входили деревни Мартьяновское, Торлопово, Федюшино, Титовское, Борзово, а позднее присоединились Сивково, Болоновское и Погорелка. Земельные площади колхоза протянулись по Волге – от Дёмина до Кирпичного, а вглубь – до Борзова. На территории колхоза находились две крупные школы: Борзовская – начальная и Ераковская – семилетняя. Средняя наполняемость классов 20–25 человек свидетельствовала о достаточно большом количестве населения.
На посту председателя Иван Александрович показал себя не только рачительным хозяином, но и зачинателем многочисленных нововведений. Ранним утром на двуколке объезжал председатель свое большое хозяйство. На полях, согласно агротехнической науке, применялся севооборот. Поля хорошо удобрялись навозом со своих ферм. Сеяли гречиху, горох, зерновые, клевер с тимофеевкой, сажали картофель, капусту, турнепс и другие культуры. Урожаи стали приличными, повысилась и натуральная оплата труда. По итогам года иногда выдавали зарплату деньгами. Работать плохо стало просто не выгодно.
Доярки содержали скот сытым и ухоженным. Небольшие фермы крупного рогатого скота находились в Погорелке, Дёмине и Мартьяновском. По 270 литров молока от коровы в год сдавали на маслозавод. Телятник и свинарник располагались в Сыроежине, овчарни – на правом берегу Колокши, между Кармановским и Федоровским, и в самом Федоровском. Грамотно был организован и выпас скота. Загороженные прогоны, места выпаса, выгоны для обеденной дойки – все это позволяло сохранить без потрав луга для сенокоса. За высокие результаты колхоз «Яна» много лет подряд награждался Трудовым Красным Знаменем. Лучших представителей хозяйства делегировали в Москву на престижные тогда выставки ВДНХ и ВСХВ.
Иван Александрович претворил в жизнь и постройку небольшой гидроэлектростанции на реке Колокша. Вера Ивановна вспоминает, как вереница подвод со всех бригад возила землю для дамбы, укладывали ряжи, связывали их тонкими, длинными ветвями ивняка, а проемы забивали камнями. Когда плотина была готова, установили турбину и подключили генератор. Электрический свет пришел сначала на центральную усадьбу, на фермы и в школы, а потом и в деревенские дома. Радость была огромная, счастливые жители деревень впервые погасили керосиновые лампы. ГЭС проработала вплоть до подключения левобережья к центральному электроснабжению.
Другое нововведение – это ветряки и водонапорная башня. При помощи энергии ветра колхозники качали из колодцев воду. Теперь дояркам не надо было доставать ее ведрами. На случай безветрия стояли наполненные водой большие чаны.
Работали в хозяйстве столярно-плотницкая мастерская и кузница с мастерами своего дела. В колхозе имелись конюшни – лошади обеспечивали хозяйство тягловой силой. Технику же заказывали на машинно-тракторной станции в Рыбинске. Приходили по разнарядке трактора и бортовые машины для перевозки сельхозпродукции государству. Строгий и преданный своему делу Иван Александрович не допускал воровства и халатного отношения к труду, за это многие его боялись и недолюбливали.
До войны колхоз процветал, а с переходом страны на военное положение государство стало забирать для нужд фронта все подчистую – зерно, мясо, картофель, масло и молоко. Не оставалось даже семенного фонда – посевной материал привозили только по весне. Ушли на фронт мужчины, среди них сын председателя. Виктор дошел до Будапешта, вернулся домой и умер спустя пять лет. Умерла и хозяйка дома – Анна Павловна.

ОПТИМИЗАЦИЯ
Пережить потери Ивану Александровичу помогла забота о дочери Вере, к тому времени уже ученице 10 класса Песоченской средней школы, да о своем детище – колхозе «Яна», который крепко стоял на ногах и достойно выдержал годы военного лихолетья.
В 1961 году колхоз «Яна» стал отделением Госплемзавода имени XVI партсъезда. Оптимизация сельского хозяйства привела к укрупнению не только территории, но и животноводческих единиц. Исчезли небольшие ухоженные фермы, овчарни, свинарники, в хозяйство пришла новая техника, труд стал более механизированным, были построены два многоквартирных дома.
Вера Ивановна вспоминает, как переживал отец, ставший к тому времени заведующим отделением «Яна», наблюдая овчарни на двести голов, где животные находились на бетонном полу, исчезнувшие выгоны и запущенные поля. Удивляясь, сетовал Иван Александрович и на вновь построенные жилые дома с печками, которые топились только маленькими чурочками – где уж там щи томить да пироги печь…
Пустели неперспективные деревни. Для молодежи левобережья стала привлекательной работа на Первомайском фарфоровом заводе. Там платили деньги, а шаланда и катерок «Фарфорист» шустро переправляли через Волгу деревенский народ к заводской проходной. Многие потом получили квартиры в построенных заводом многоэтажках. Пожалуй, сегодня каждый третий житель Песочного – родом из деревень левого берега Волги.
Вот и Вера Ивановна Селезнева живет в Песочном. В 1951 году она окончила педагогический институт и навсегда уехала из Торлоповского. Сначала – по распределению в Тихменево, а потом стала работать учителем химии в Песоченской школе. Здесь в поселке нашла она и свою любовь. В 1953 году потомки двух зачинателей колхоза «Яна» Николай Селезнев и Вера Иванова поженились. Один за другим родились у них трое сыновей, крепких, как и их предки, оставившие свой след на родной земле. Колхоз с романтичным названием «Яна», прилетевшим в начале двадцатого века на рыбинскую землю из далекой исчезнувшей под водой мологской земли, унесен временем. Иван Александрович ушел из жизни 4 декабря 1969 года в возрасте 72 лет. Его похоронили на погосте левобережной сторонки в деревне Борзово. Надгробные речи сказать было некому…

Эльвира КОРАБЛЕВА,
ветеран педагогического труда


Архив номеров

Смотреть остальные выпуски >>>


Адрес редакции газеты:
152903, Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Кирова, 4, кв. 1
Тел.: 8(4855)25-32-57, 8-901-199-6257
mail: dompechati@mail.ru

Фото