СВАДЬБА ИЗ «ЖЕЛЕЗА»
Недавно Сергей Павлович и Анна Петровна Орловы из Песочного отметили 65-ю годовщину совместной жизни. Серебряный, золотой и даже бриллиантовый юбилеи позади. Такую годовщину принято считать железной, потому что супружеские узы по твердости стали подобны железу, разбить которое невозможно.
ПОХОЖИЕ СУДЬБЫ
Приветлива песоченская земля к добрым и трудолюбивым односельчанам. Солнце над ними встает удивительно рано, и вода в их колодце вкусна и целебна. Как-то быстро подымаются посаженные деревья, да и в огороде все вырастает – даже в самый квелый год. Долго живут на земле такие жизнерадостные и позитивные люди!
Сергей Павлович и Анна Петровна Орловы – долгожители поселка, вместе им 176 лет. Сергею Павловичу с 8 июня пошел 91-ый, супруге идет 87-ой. Их уютный дом на улице Комгорка с тремя окнами налицо утопает в зелени и цветах.
Судьбы супругов Орловых похожи, похожи муж с женой и внешне – улыбчивые, доброжелательные, с незамутненной временем памятью. До мельчайших подробностей Орловы помнят события и даты, которые вехами застыли на их долгом совместном пути. Оба – из многодетных крестьянских семей, и родились они последышами, шестыми по счету.
Сергею повезло больше – мама Мария Никифоровна и отец Павел Николаевич жили по-крестьянски справно в деревне Андреевское Рыбинского района, имели двух лошадей, двух коров и сорок соток земли, которую, как говорит юбиляр, лопатили всей семьей, не щадя сил. Да и прожили родители свой век, успев поднять деток до самостоятельной жизни. А вот Анне судьба уготовила нелегкую стезю в самом начале жизни…
Едва девчушке минуло полтора годочка, ушла из жизни ее мама Анна Петровна, прожив на земле всего 42 года. Село Подоскляй, что на Тамбовщине, было большим – объединив три колхоза, насчитывало 150 дворов. То ли хозяева оказались нерачительные, то ли худородная земля, но зажиточности не было никакой. Семья Меркуловых, оставшись без хозяйки, жила в нищете. Растить малышку Петру Прокофьевичу помогали старшие дочери, которые и сами едва сводили концы с концами.
ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ
Поколению, рожденному в 20–30-х годах прошлого века, досталось трудное время – военное лихолетье свело детство на «нет». Сережа Орлов закончил пять классов Песоченской школы в 1941 году. Летом школьников его возраста отправили в колхоз на сезонную работу на два месяца, но два месяца растянулись на три тяжелых военных года. Наравне со взрослыми ребята пахали, сеяли, молотили, работали на сенокосе.
В 1944 году Сергея призвали в ряды Советской армии и направили на обучение во Вторую окружную школу отличных стрелков. Будущих снайперов, «кукушек», учили наносить невидимый урон противнику. В 1945 году обучение закончилось, но завершилась и Великая Отечественная, которую вынес на своих плечах советский народ, а Сергей продолжил службу до 1951 года. Сначала их 31-я Западная стрелковая дивизия дислоцировалась в военно-полевом лагере в городе Муроме, потом – в Раменском, на пересыльном пункте.
— Приехал лейтенант Гурьянов и отобрал лучших солдат в топографический отряд, куда попал и я, – вспоминает ветеран. — Служили мы в городе Ногинске, наша задача была осуществлять топографическую съемку военных объектов.
В 1950 году топографический отряд направили на съемку военного полигона в село Подоскляй Тамбовской области. Солдаты ходили в увольнение в местный клуб, вместе с местными смотрели добрые советские фильмы, а потом танцевали под старый патефон. Вот там-то и заприметил высокий статный солдат с румянцем во всю щеку красивую чернобровую девушку. Анечка Меркулова была по-деревенски скромна и застенчива. Сергей пригласил ее на танец.
Полгода стояла воинская часть в Подоскляе, полгода встречались солдат и девушка. Он провожал ее до дома, часто приезжал на велосипеде, который был в распоряжении топографов. Катал девушку на раме и учил ее управлять двухколесным конем. Настало время расставания – часть отбывала на постоянное место дислокации. Перед отъездом Сергей признался Ане в любви. Чувства оказались взаимными, молодые решили, что будут писать друг другу письма и ждать встречи.
Но судьба приготовила им испытание. Пришлось Анне, чтобы уйти из нищей беспаспортной жизни, завербоваться в Москву на стройку. Легче не стало – работали весь световой день на строительстве института горного дела. Много времени уходило на дорогу из общежития с окраины Москвы до центра. Денег платили мало – хватало лишь на еду и плату за проживание. Потом, уже в замужестве, приезжая в Москву, Анна, бывало, подходила к зданию, где золотыми буквами написано название вуза, в возведении которого есть и ее заслуга.
ДОЛГОЖДАННАЯ ВСТРЕЧА
Сергей еще год находился на службе, затем вернулся в Андреевское к родителям. Получить паспорт колхознику было непросто – потребовалась помощь старого друга Леонида Павловича Курицына. С документом Сергей устроился в сельпо «Красный огородник», снабжал продуктами Панфиловский и Краснинский магазины. Через год перешел на фарфоровый завод в транспортный цех на гудрон. Эта работа была не из легких – семь тысяч тонн гудрона в год использовал завод для печей обжига. Масса прибывала на завод на баржах, ее грузили на тачки и вручную развозили в специальные пруды. Только в 1964 году, с приходом газа, этот труд остался лишь в памяти старожилов.
По-прежнему, уже на новый адрес, приходили письма от красавицы-тамбовчанки, долгожданная встреча приближалась. Сергей уже мог обеспечить будущую семью и позвал Анну к себе. Воспоминания переносят супругов в тот незабываемый день, который положил начало долгой и счастливой семейной жизни. Сергей встречал московский поезд на Рыбинском вокзале. Как-то стесненно и неловко, как будто чего-то опасаясь, шли по перрону будущие муж и жена навстречу друг другу. А когда парень крепко обнял девушку, они оба поняли, что это навсегда.
Шел 1952 год. Вся деревня собралась посмотреть, кого же привез «из-за моря» самый видный парень в округе. Марии Никифоровне и Павлу Николаевичу невестка приглянулась, собрали, как тогда говорили, вечер, пригласили родственников и приняли Анну в семью. Молодым определили половину родительского дома, где они и прожили восемь лет. В силу непреодолимых обстоятельств, брак Сергей и Анна заключили только через четыре года совместной жизни. Но родительское благословение – семейная икона Николая Чудотворца всегда висела в доме в переднем углу.
Сергей Павлович оказался в семейной жизни надежной опорой, добытчиком и защитником, а Анна Петровна – рачительной хозяйкой и заботливой матерью. Свою половину в деревенском доме обустраивали с любовью и думой о детях. Сергей вспоминает, как ремонтировал крышу, купив у мастера на Ленинской улице три сажени дранки, как сам делал мебель, а Анна управлялась с огородом и печкой. Ее постельное белье, выбеленное на насте, было самым белоснежным в деревне и всегда пахло весной.
Соседки говаривали, у Орловых в доме, как в раковинке, вероятно, это была высшая похвала деревенских женщин. Каждый день супруги ходили за три километра в Песочное на работу. Анна работала в формовочном цехе Первомайского фарфорового завода на приставке изделий, позднее перешла на аэрограф.
Сергею в 1966 году тогдашний председатель сельпо Евдоким Рыбак предложил занять пост его заместителя по заготовкам сельхозпродукции. Впоследствии Орлов получил повышение, стал завторгом, имея образование всего пять классов. Но, как говорит именинник, настало время образованных людей. Пост председателя занял Вадим Белопольский, имевший такую подготовку. А Сергей Павлович уволился по собственному желанию и перешел на ПФЗ в хозтранспортный цех кладовщиком материального склада.
ИТОГИ НА ДВОИХ
В Андреевском родились у Орловых долгожданные дети – умные и красивые Галина и Татьяна. Родители стали откладывать деньги на покупку дома – не хотели, чтобы девчушки ходили в школу за три километра по бездорожью в любую погоду. Пришлось экономить на всем, потуже затянув пояса. Присмотрели на улице Комгорка дом, но денег не хватало, тогда недостающую сумму дала в долг соседка Анастасия Александровна Казанская, жена репрессированного инспектора народных училищ.
В 1960 году переехали и начали обживать новое жилище в Песочном. Супруги вспоминают, как росли их послушные девочки, с детства приучались к труду, хорошо учились. Как крестили старшую Галинку. Батюшку Ивана привезли на лошади, он крестил по очереди троих деревенских деток. Первую Галю, потом внука Клавдии Кужлевой Сашу Лобанова, потом Васятку Милютина. Танечку же окрестил отец Никодим сразу после рождения.
Обе дочери окончили Песоченскую среднюю школу, получили профессиональное образование. Обе имеют достойную трудовую биографию, и сейчас они уже на заслуженном отдыхе. У Сергея Павловича и Анны Петровны трое замечательных внуков, которые постоянно навещают дедушку и бабушку и помогают им достойно жить в таком преклонном возрасте.
В доме «железных» молодоженов – светло и чисто. Каждая вещь на своем месте. Чувствуются руки воспитанных Анной Петровной дочерей. В переднем углу икона Николая Чудотворца уже 65 лет оберегает их счастливый союз.
Общий трудовой стаж супругов Орловых – без малого 70 лет, и труд их отмечен наградами и званиями. Оба они ветераны труда, а Сергей Павлович еще и ветеран-участник войны. Их имена занесены в Книгу Почета Первомайского фарфорового завода, а портреты когда-то красовались на заводской Доске Почета. Дополняют этот список грамоты и благодарности.
Перед домом с тремя окнами налицо шелестят листвой деревья, посаженные их руками. На деревьях каждую весну поют соловьи, а они-то знают, кому дарить свои трели. Ведь супруги Орловы – пример достойного супружеского союза для детей, внуков и окружающих их людей.
Эльвира КОРАБЛЕВА,
поселок Песочное