СТРАНИЦЫ ПРЕССЫ РЫБИНСКОГО РАЙОНА 1930-Х ГОДОВ
31 октября 1937 года вышел первый номер газеты «Стахановский труд», с которого ведет свой отчет сегодняшняя газета «Новая жизнь». Однако еще до этого, начиная с 1931 года, в Рыбинском районе выходили многотиражная и районная газеты.
ИСТОКИ
Районная газета «За большевистские темпы» начала издаваться в июне 1931 года, ее номера, начиная с четвертого, сохранились в Рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области. Газета выходила «раз в пятидневку», значилась органом Рыбинского райкома ВКП(б), райисполкома и райпрофсовета. Лозунгом на первой полосе газета призывала выйти «Ударными бригадами на штурм прорыва», а чуть помельче – рассказывала о реализации речей товарища Сталина, мобилизации народных масс на выполнение планов третьего года пятилетки.
В духе того времени громкими лозунгами газета призывала перевыполнить план нового государственного займа, выступить против клеветы, склочников и беспартийных критиканов. Газета оправдывала свое название, поскольку «любимыми» ее словами в заголовках были «темпы», «прорыв», «штурм», «удар». Вместе с тем в газете много критики, да такой, за которую сегодня журналист запросто может встретиться с героем заметки в суде по иску «о защите чести, достоинства и деловой репутации».
Например, в одной из заметок мы читаем, что председатель колхоза «Культура» беспробудно пьянствует, а сельсовет не принимает никаких мер и не интересуется работой колхоза. Также сообщается, что в деревне Устье Николо-Кормского сельсовета коллективизацию проводили… пьяные председатель сельсовета и председатель колхоза «За урожай». В другой заметке написано про жителя села Погорелка, который без разрешения зарезал четырехмесячного поросенка, план по сдаче молока не выполняет и агитирует против колхозов. А на сеноуборочном фронте – черепашьи темпы.
Отдельно стоит сказать об оформлении газеты. Портреты передовиков на ее страницах по качеству полиграфии того времени выглядят удручающе. Хорошо, если герои на этих портретах узнавали сами себя. Всем остальным без подписи было и не понять. Праздничный номер, выпущенный к 14-ой годовщине Великого Октября, представляет собой немыслимую картинку кисти Остапа Бендера. Но ведь как старались над ним наши предшественники – газетчики 30-х!
Газета за «Большевистские темпы» выходила чуть больше полугода – до 26 декабря 1931 года. Что же случилось с изданием?
Здесь нужно вспомнить историю Рыбинского района. 10 июня 1929 года в связи с отменой деления на губернии, уезды и волости, был образован Рыбинский район. В его состав вошли 45 сельсоветов и 3 рабочих поселка: Аббакумово, Волга и Песочное. Поэтому и появилась у района своя газета. А в 1932 году Рыбинский район был ликвидирован, закрылась и газета. Часть сельсоветов и рабочих поселков Рыбинского района были переданы Рыбинскому горсовету и соседним районам. В 1935 году Рыбинский район снова восстановили, а в 1937 году стала выходить районная газета «Стахановский труд», наследницей которой и является «Новая жизнь».
В ПЕСОЧНОМ ИЗДАВАЛИ ГАЗЕТУ
Довольно широкое развитие в 1930-х годах в Рыбинском районе получила многотиражная печать. В стране она возникла еще 20-е годы. Это группа изданий советской прессы, выходящих в производственных и учебных коллективах (на предприятиях, в колхозах, вузах и т. д.) и отражающих в основном их трудовую деятельность. Опыт активного участия работников в выпуске в трудовых коллективах тысяч стенных газет привел к появлению в 1922–1925 годах первых печатных фабрично-заводских газет. Термин «Многотиражная печать» отражал тот факт, что первые издания подобного типа создавались на основе стенных газет путем их тиражирования с помощью гектографа – примитивного печатного станка.
К 1933 году в СССР существовало уже 2734 фабрично-заводские газеты. В их числе – многотиражная газета «Голос фарфоровца» Первомайского фарфорового завода. К журналистской деятельности активно привлекались корреспонденты-внештатники. Это работники предприятия, хорошо знающие свое производство. Позже газетам даже предписывалось соотношение публикаций собственных (журналистских) материалов и писем, корреспонденций, статей, поступающих от читателей. Так достигался равный доступ к выражению своего мнения в прессе всеми слоями населения.
«Голос фарфоровца» вышел 18 июня 1930 года. Первый же его номер призывает «нанести сокрушительный удар расхлябанности, бесхозяйственности, рвачам и лодырям». В другом номере на первой полосе публикуются «Позорные результаты работы фабрики за вторую десятидневку августа». Здесь же сообщается, что по вине «головотяпов» могла остановиться фабрика. Дело в том, что на силовую установку, обеспечивающую завод паром и электричеством, не завезли дрова, пришлось топить остатками бочек и досок, валявшихся во дворе. В заметке предлагается расследовать это происшествие правоохранительным органам.
Под странным для сегодняшнего времени заголовком «Разобьем оппортунистические ссылки руководителей предприятия на объективные причины плохой работы фабрики» газета сообщает, что для производства не хватает капсюлей, в горновом цехе текучка кадров, участились несчастные случаи. И совсем уж шокирующий факт – в Песоченской больнице имеются всего одни носилки для переноски и больных, и умерших. Да и те – в ужасном антисанитарном состоянии. Причем, руководство больницы не видит в этом ничего предосудительного – обещает носилки… выстирать. Подписи под заметками «Ручка», «Точильщик», «Закоренелый», «Зритель».
Из множества отрицательных заметок складывается совершенно удручающая картина. Апогеем стала критика газетчиками самих себя. В №11 редактор Дмитрий Строгов пишет, что газета «до сих пор не организует, слабо пропагандирует и еще слабже агитирует». И тут мы вспоминаем слова Ленина: «Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор».
ПО ЗАВЕТАМ ИЛЬИЧА
В ряде трудов Ленина, которые написаны им вскоре после революции, изложена программа советской прессы. Это работы: «Как организовать соревнование», «Очередные задачи Советской власти», «О характере наших газет». В этих трудах Ленин настойчиво проводит те идеологические установки большевистской партии, которые определили и характер, и содержание советской печати на многие последующие годы.
«Соревнуясь за читателей, буржуазная пресса забавляет публику пикантными политическими пустяками, забывая о быте и проблемах простых рабочих. Социалистическая же печать должна прикладывать все усилия, чтобы избежать пустословия. Говорить надо только о конкретных недостатках, проблемах, чтобы заклеймить и искоренить их, или, наоборот, рассказывать о положительных явлениях, чтобы люди перенимали их». Так пишет Ленин в главе «Организация соревнования» работы «Очередные задачи Советской власти», которая стала программной для средств массовой информации тех лет. Однако у песоченских журналистов явно наблюдаются «перегибы на местах», ведь они совершенно не рассказывали о положительных явлениях. Создавалось впечатление, что на фарфоровом заводе не происходило ничего хорошего…
Многотиражная газета «Ударник племхоза» молплемсовхоза «Красная Горка» вышла на пять лет позже «Голоса фарфоровца» – в 1935 году. И в ее содержании уже просматриваются другие политические нотки. Ведь через два года наступит 1937-ой – год расцвета политических репрессий. 29 мая 1935 года на первой полосе газета публикует приговор, вынесенный четыре дня назад «виновникам» пожара на ферме в деревне Воробьевка. Месяцем раньше из-за неисправности печи и худого дымохода возник пожар, в котором уничтожено здание, погибли в огне 10 коров и 23 телки. К уголовной ответственности привлекли директора молплемсовхоза, начальника фермы и бригадира. Директору и начальнику фермы дали по три года лишения свободы, а бригадиру – за то, что побежал спасать от пожара свой дом – шесть лет.
«Вырвем посевы из крепких лап сорняков, дадим стране высокий урожай» – призывает газета. В многотиражке рассказывается о международном положении, о безработных в США, о смерти Ивана Мичурина, дается много советов по животноводству. Вместе с тем мы читаем про доярку, которая ударила корову скамейкой, и о старой бане на Черной горе, в которой невозможно мыться. Созданы «Красная доска» для передовиков, «Черная доска» – для отстающих. В качестве приложения к газете подписчикам рассылается «Речь товарища Сталина в Кремлевском Дворце съездов от 4 мая 1935 года».
ВЫБОРЫ
Закончим рассказ о прессе Рыбинского района тем, с чего начали, – газетой «Стахановский труд». Видимо, острая необходимость создания газеты была продиктована предстоящими в декабре выборами депутатов Верховного Совета СССР. Об этом газета рассказывает с первого номера, публикует списки участков и избирательных комиссий района. Здесь можно посчитать, сколько в Рыбинском районе было сельсоветов – Краснинский, Киндяковский, Панфи-ловский, Аксеновский, Хопылевский… Всего 33 сельсовета на территории вновь образованного Рыбинского района.
С самого первого номера в газете чувствуется осторожность. Ничего лишнего тогда сказать было нельзя. Редактор мог не просто лишиться должности, но и свободы. Вспоминаются плакаты того времени: «Не болтай!». В газете очень много перепечаток из центральных изданий, информации, которая была уже опубликована и проверена, очень много материалов к 20-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Местных заметок немного, причем большая часть информации касается выборов. Недостаточная агитация на участках, не оформлены уголки, не подготовлены участки. Мы узнаем, что кандидатами в депутаты от Рыбинского района стали товарищ Сталин, Мария Петрова и Елена Соболева.
В небольшой статье невозможно рассказать обо всем, о чем писали, и о чем пытались рассказать наши предшественники – журналисты прошлых лет. Мы обязательно будем продолжать обзоры газетных страниц, сохранивших для нас непростую, но очень интересную историю Рыбинского района.
Светлана БУДИЛКОВА