СКРОМНАЯ ТРУЖЕНИЦА
Девяностолетний юбилей отметила труженица тыла, ветеран труда, жительница поселка Песочное Антонина Николаевна Колесова
Социологи утверждают, что долгожителями становятся люди счастливые, которые имеют возможность постоянно общаться с членами семьи, друзьями. Антонина Николаевна всей своей жизнью опровергает эти утверждения. Уже много лет радости в ее жизни случаются нечасто. Ушел из жизни муж, едва дожив до пенсионного возраста, а потом после тяжелой болезни и единственный сын. Пенсионерка давно не выходит на улицу – лишь в окно наблюдает за скользящей мимо жизнью…
Тем радостней и приятней была для именинницы в этот солнечный день встреча с гостями, которые пришли поздравить великую труженицу и простую женщину. В начале торжества представитель управления труда и социальной защиты РМР Галина Полетаева вручила Антонине Николаевне поздравительные письма от Президента России, врио губернатора Ярославской области, главы администрации Рыбинского района. С подарками пришли и члены Совета ветеранов поселка Валентина Соловьева и Людмила Похмелкина, соцработник Елена Чепцова. Поздравили Антонину соседи и старинные приятельницы. Со слезами в голосе благодарила юбилярша и присутствующих, и государство – за то, что о ней не забыли.
Родилась наша героиня в деревне Лунино бывшего Мологского уезда в многодетной семье крестьян Аксиньи Семеновны и Николая Васильевича Башуркиных. В 1938 году, в период расселения мологжан, семья переселилась в Рыбинский район, в деревню Шестовское Николо-Колокшинского сельсовета, и начала налаживать свой быт.
Антонина Николаевна с грустью говорит, что не помнит лица рано умершей матери, только иногда снятся ее ласковые руки. Тогда отец, думая о детях, привел в дом другую хозяйку. Новая жена Николая Васильевича не нашла общего языка с девчушкой, став для Антонины мачехой в худшем понимании этого слова. Работа, наказания и полуголодное существование – вот чем запомнилось имениннице детство.
Долгожительница не сетует на тяжелый труд в годы войны. Все тогда понимали, что солдат надо кормить, одевать и вооружать. С тринадцати лет, наравне со взрослыми, работала Тося на лошадях и даже на быках, которые в военное время были тягловой силой в колхозе. Хрупкая девчонка с большим трудом запрягала рогатых животных. Вместе с колхозницами пахала, боронила, возила сено, зерно и овощи. Очень тяжело было на лесозаготовках: валили лес, пилили его на дрова, обрубали сучья, пробивали просеки, ремонтировали грунтовые дороги, отсыпая их. После войны, вплоть до 1956 года, Антонина Николаевна работала скотницей на ферме колхоза.
Шестовское, которое и сегодня находится неподалеку от поселка Шашково, по воспоминаниям Екатерины Троеглазовой – деревенской соседки Антонины, состояло из двух поселений, разделенных шумливым ручейком. Это были деревня и село, в котором располагались сельсовет, контора колхоза «Новый путь», почта, церковь и клуб.
Деревенская молодежь ходила через Дарушинский лес за ручей в большое Шестовское в клуб. Сколько песен было перепето вечерами на росных тропинках родной сторонки! В том хороводе находили парни и девушки свою любовь. Нашла ее и Антонина Николаевна, но только на другом берегу Волги – в Песочном. Видимо, нравилось песоченским парням имя Тося, в деревне их было три – Троеглазова, Тульская и Башуркина – и все одного возраста. Все они вышли замуж в Песочное.
В 1959 году и нашу героиню шестовские женщины, работавшие на фарфоровом заводе, сосватали за одного из фабричных парней. Володя Колесов и Тося Башуркина понравились друг другу. Расписались молодые в поссовете, сыграли скромную свадьбу и поселились на Грунтах в квартире мужа. Через год родился сынок, названный Николаем – в честь отца Тони. В 1976 году получили супруги Колесовы двухкомнатную квартиру, по тем временам в очень престижном доме №1 по улице 60 лет Октября. Радостным событием в семье была и женитьба сына на заводчанке Наде Ярулиной, рождение внуков Ирины и Юрия.
Трудовая биография семьи Колесовых связана с формовочным цехом Первомайского фарфорового завода. Муж, а потом и сын Николай, работали на приготовлении массы – сырья для будущих фарфоровых изделий. Всю смену комы пропускали через мялки разного диаметра, заготовки грузили на большие тачки и развозили вручную по рабочим местам формовщиков. Антонина же с 1959 года и вплоть до ухода на пенсию трудилась на литье приставных деталей для чайников – носиков и ручек. Ее работа была тоже не из легких. Нужно было поднять около тысячи тяжелых гипсовых форм за смену и десятки ведер со шликером – жидкой массой.
В трудовой книжке Антонины Николаевны всего две записи, потому что в колхозе трудовые книжки не вели. Первая – 9 марта 1959 года принята в формовочный цех литейщицей, вторая – 18 января 1982 года – уволена на пенсию по возрасту. За безупречный труд работница Колесова награждалась почетными грамотами и ценными подарками, а за высокие показатели в социалистическом соревновании ее портрет неоднократно помещался на заводскую Доску почета.
Сегодня эта скромная долгожительница – пример трудолюбия и терпения в преодолении трудностей непростой человеческой жизни. Именно такие незаметные люди вынесли на своих плечах все тяготы военного и послевоенного времени, создав для потомков основу сегодняшнего благополучия.
Эльвира КОРАБЛЕВА,
ветеран педагогического труда