ИХ ЮНОСТЬ ВОЙНА ОПАЛИЛА, ИХ ЮНОСТЬ ВРАГА ПОБЕДИЛА…
В канун 9 мая сотрудники управления труда и социальной поддержки населения администрации Рыбинского района побывали в гостях у тех, кто в начале сороковых годов прошлого столетия спас нашу страну и всю Европу от фашистского ига. Ветеранам вручили подарки и поздравления от главы района Александра Китаева, а также каждый из них получил автоматический тонометр для измерения артериального давления.
ВАЛЕНТИНА КУЗЬМИНИЧНА КУЛИШОВА – живет в поселке Каменники. Она всю жизнь проработала в медицине, именно поэтому новый электронный тонометр рассматривала с интересом. Ведь бывшая фронтовая медсестра вынуждена каждый день следить за своим артериальным давлением. Что поделаешь – возраст. Недавно ей исполнилось 95 лет, а жить Валентина Кузьминична рассчитывает никак не меньше, чем до векового юбилея.
Тонометр у нее старенький, и, получив в подарок новый, автоматический, она сразу же принялась его тестировать. Аппарат, который надевается на запястье и сам измеряет давление, в обращении оказался прост – стоит нажать одну кнопку, и все показания – артериальное давление и пульс – на ярком дисплее.
Еще до войны Валентина окончила медицинское училище по специальности фельдшер, поэтому была военнообязанная. И как только началась война – пришла в военкомат. 9 сентября 1941 года Валентину и ее подружек повезли на грузовике на фронт. Валентина попала в 7-ю саперную армию. Медикам приходилось следовать пешком за солдатами, а после боев наспех разворачивать госпитальные палатки. Бывало, что вброд переходили реки по пояс в ледяной воде. Особенно тяжко пришлось под Сталинградом. Медсестры сортировали раненых, оказывая им первую помощь, и отправляли в тыловые госпитали. Медиков не хватало, поэтому солдаты берегли сестричек, не пускали в самое пекло, сами вытаскивали раненых с поля боя.
В Польше Валентина получила серьезные ожоги рук и ног, шрамы от которых сохранились на всю жизнь. Дело так было. Госпиталь располагался в лесу, в землянках. Немцы начали бомбить его с самолетов. Нужно было срочно выносить раненых из землянок. В Валентину попал зажигательный снаряд, одежда загорелась.
Великая Отечественная закончилась для Валентины в декабре 1945 года. Их саперной армии пришлось задержаться в Чехословакии, чтобы разминировать там объекты. Ее дом в родном городе Сумы разбомбили. К счастью оказалось, что ее муж, который пропал без вести на фронте, остался жив. В первые дни войны он попал в плен, а затем в лагерь для проверки военнопленных на севере. Валентина вместе с дочерью отправилась к нему в Коми. Там она многие годы работала медсестрой в туберкулезном диспансере.
ТАТЬЯНА КОНСТАНТИНОВНА ТОРОПОВА, жительница поселка Судоверфь, к нашему визиту подготовилась основательно. Бывшая учительница аккуратным почерком без единой помарки за ночь исписала своими воспоминаниями о войне целую школьную тетрадь в косую линейку.
– Я закончила педагогическое училище и работала в школе, – пишет Татьяна Константиновна. – И вдруг – война. Жизнь сразу изменилась. Многие ребята ушли на фронт. Ушли и мои братья – Коля и Сережа, им едва исполнилось восемнадцать. От Коли пришло единственное письмо из Калининградской области – он погиб в первом же бою. Сережа воевал до 1944 года, погиб в Латвии, похоронен в братской могиле в деревне Круты.
Летом 1942 года Татьяна получила повестку – явиться в Мышкинский военкомат. Оттуда – на фронт. До станции Волга девчата шли пешком, за плечами котомка, в которой 2 буханки хлеба и брюква.
На станции Погорелое Городище под Москвой попали под первую бомбежку. Девчонки лежали на земле едва живые от страха. Потом бомбежки стали регулярными, к ним уже привыкли. Девчонок направили в 20-ю армию бойцами связи. Нелегко было передвигаться, обвешанной грузом, – сухой паек, плащ-палатка, телефон с катушками.
Лес, по которому шли связисты, сверху был будто подстрижен взрывными волнами, в полях – сплошь воронки и разбитая военная техника. Вместо деревень и городов – пепелища, на которых оборванные и голодные люди искали остатки своего скарба. От города Волоколамска остался только один дом с надписью «мин нет».
Особенно запомнилась Татьяне новогодняя ночь, когда она одна стояла в карауле у штабной землянки в 70 километрах от Петрищева, где Зоя Космодемьянская совершила свой подвиг. На запад связисты двигались вместе с армией пешком, только в конце войны им дали трофейные «студебекеры».
После войны Татьяна Константиновна вернулась в свою самую гуманную профессию – учила ребят истории и географии в Аксеновской и Макаровской школах, работала директором.
В 1954 году ей присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
ВАЛЕНТИНА АЛЕКСЕЕВНА РАКША из поселка Судоверфь оформила альбом с фотографиями, посвященный военным годам. На старых снимках – летчики и командиры батальона авиации дальнего действия, и конечно, она сама – совсем молодая Валентина.
Валентина родом с Юршина. Окончив школу в Рыбинске, она поступила в Ленинградский индустриальный институт (ныне политехнический университет). До войны успела сдать экзамены только за первый курс. Затем студентов мобилизовали в Гатчину на оборонные работы, вернулись в Ленинград за 8 дней до блокады – 1 сентября, а за три дня до блокады Валентине удалось вместе с сестрой эвакуироваться и уехать домой. Блокадное кольцо смыкалось, прямых поездов на Рыбинск уже не было – добирались трое суток. Дома от сельсовета Валентину снова мобилизовали на рытье окопов в город Боровичи, а в декабре, вернувшись, она устроилась на работу в отдел технического боепитания в 68 батальон 42 авиационного полка.
Аэродром находился совсем рядом – недалеко от деревень Якушово и Свингино. Но Валентина наведывалась домой редко – только помыться в бане. Было очень много работы, она вела учет боеприпасов, подавала сведения. Вольнонаемным приходилось голодно – кормили два раза в день, ведь им полагалась только половина солдатского пайка.
В 1941-42 годах летчики, базировавшиеся на Рыбинской земле, внесли немалый вклад в дальнейший ход войны. Самолеты, стартовавшие с рыбинского аэродрома, летали под Москву, Кашин. В планах фашистов было ударить с Кашинского направления и через мост на станции Волга продвинуться на Рыбинск, затем на Ярославль и уже с северного направления захватить столицу. Но этот план гитлеровцев, благодаря действиям авиации и наземной артиллерии, не осуществился.
Авиационный полк несколько раз переименовывали, в конце войны он назывался 171 Гвардейский Краснознаменный Смоленско-Берлинский полк авиации дальнего действия. В 1944 году на территории Польши Валентина вышла замуж за аэродромного техника Михаила. Познакомились они еще в 1943 году, но встречи были короткими, его постоянно отправляли в другие подразделения. Но каждый раз Михаил, вернувшись, находил свою суженую. Свадьбу сыграли скромно – из столовой принесли то, что положено на ужин, съели и вместе с гостями легли спать на сеновале, поскольку на улицу выходить было
нельзя – по ночам стреляли.
День Победы Валентина Ракша встретила в Польше. Вернувшись домой, работала руководителем кружка кройки и шитья на Судоверфи, потом клубным работником и директором клуба. В 2009 году Валентине Алексеевне присвоено звание «Почетный гражданин поселка Судоверфь».
ВИКТОР ЯКОВЛЕВИЧ МОРОЗОВ из поселка Каменники знает сотрудников управления труда и социальной поддержки по именам, они у него частые гости. А еще Виктор Яковлевич – постоянный читатель «Новой жизни» – заинтересовался фамилией нашего главного редактора. Мол, не родственник ли Валерий Батов генералу армии Павлу Ивановичу Батову, под началом которого солдат Великой Отечественной воевал.
Виктор ушел добровольцем в армию в 17 лет, в 1942 году. Поскольку паренек не достиг совершеннолетия, на фронт его не взяли – поручили возить боеприпасы из города Пугачева Саратовской области под Новороссийск. А через год – направили на передовую, в Гомельскую область, в войска 2-го Белорусского фронта под командованием Павла Ивановича Батова.
Виктор Морозов принимал участие в легендарной операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. В 1943 году войска стремительно наступали на запад. В Польше форсировал реку Нарв. Ветеран по сей день помнит, как 13 января наши войска заняли плацдарм и закрепились на берегу.
– Немец был уже ослаблен. Бежал так, что мы за ним едва поспевали, – улыбается Виктор Яковлевич.
Далее войска Северной группы 2-го Белорусского фронта повернули в Восточную Пруссию на Кенигсберг, штурмовали Данциг, форсировали Одер. Виктор Яковлевич вспоминает, как перебирались через реку под огнем по понтонам. А когда ворвались во вражеские окопы, живых там уже не было – пришлось пробираться прямо по трупам немецких солдат.
К Балтике вышли 6 мая 1945 года. Все уже со дня на день ждали конца войны. А 9 мая, когда войска облетела весть о Победе, солдаты радовались, стреляли в воздух, хулиганили как мальчишки. В казармах хватали спящих однополчан прямо с коек и подбрасывали их вверх.
Виктор Яковлевич Морозов награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», орденом Великой Отечественной войны.
АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСЕНИН проходил службу на Балтийском флоте, на легком крейсере «Максим Горький», матросы которого принимали участие в боях за Ленинград.
– На Балтике было два легких крейсера – «Максим Горький» и «Киров», – рассказывает ветеран. – Легендарный «Максим Горький», на котором я служил, фашисты много раз пытались потопить.
В первый день войны крейсер направился в море для прикрытия минных постановок нашими кораблями в устье Финского залива. Утром следующего дня он подорвался на вражеской мине. Взрывом была оторвана носовая часть корабля. На восстановление «Максима Горького» ушло всего 43 дня. Крейсер перебазировался из Кронштадта в Ленинград и был включен в систему артиллерийской обороны города. 4 сентября его артиллерия впервые открыла огонь по наступавшим в районе Белоострова финским войскам. Затем «Максим Горький» участвовал в отражении сентябрьского штурма Ленинграда. Во время блокады 100-миллиметровые орудия крейсера открывали огонь по немецким самолетам, бомбившим порт.
С 28 марта по 30 апреля 1942 года немцы сбросили на «Максим Горький» более 70 бомб. Однако крейсер отделался незначительными повреждениями. Самым тяжелым днем для кораблей, стоявших на Неве, стало 24 апреля, когда «Максим Горький» атаковали сразу 10 бомбардировщиков Ю-88, 12 пикировщиков Ю-87 и 15 истребителей Ме-109. В январе 1944 года, накануне операции по снятию блокады Ленинграда, крейсер был включен в состав 2-й группы морской артиллерии.
Анатолий Александрович, слушая рассказы бывалых матросов о своем крейсере, жалел, что родился поздно, и ему не удалось поучаствовать в героических сражениях. Но в жизни всегда есть место подвигу – за трудовые достижения в строительстве мирной жизни Анатолий Александрович Васенин награжден орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, медалью ордена «Знак Почета».
После войны Васенин закончил школу электротехников имени матроса Железняка. Прошел путь от слесаря до начальника паросилового цеха на заводе железобетонных конструкций. Его цех был опытно-показательным участком, поэтому сюда постоянно приезжали коллеги, чтобы перенять передовой опыт организации производства.
Два года назад Анатолию Александровичу Васенину присвоено звание «Почетный гражданин Рыбинского района».
Светлана БУДИЛКОВА
(Газета «Новая жизнь» №19 от 17.05.12, №20 от 24.05.12)